Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Арефьева Н. "ОК" - .. | Управление персоналом: Эконо .. | Зубанов Н.В. Анализ устойчив .. | Алгоритмы преобразований в б .. |


Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Характеристики положения

4. Случайные величины и их распределения

Характеристики положения

Характеристики положения указывают на «центр» распределения. Большое значение в статистике имеет квантиль порядка р = ½. Он называется медианой (случайной величины Х или ее функции распределения F(x)) и обозначается Me(X). В геометрии есть понятие «медиана» - прямая, проходящая через вершину треугольника и делящая противоположную его сторону пополам. В математической статистике медиана делит пополам не сторону треугольника, а распределение случайной величины: равенство F(x0,5) = 0,5 означает, что вероятность попасть левее x0,5 и вероятность попасть правее x0,5 (или непосредственно в x0,5) равны между собой и равны ½, т.е.

P(X < x0,5) = P(X > x0,5) = ½.

Медиана указывает «центр» распределения. С точки зрения одной из современных концепций – теории устойчивых статистических процедур – медиана является более хорошей характеристикой случайной величины, чем математическое ожидание [2, 7]. При обработке результатов измерений в порядковой шкале (см. главу о теории измерений) медианой можно пользоваться, а математическим ожиданием – нет.

Ясный смысл имеет такая характеристика случайной величины, как мода – значение (или значения) случайной величины, соответствующее локальному максимуму плотности вероятности для непрерывной случайной величины или локальному максимуму вероятности для дискретной случайной величины.

Если x0 – мода случайной величины с плотностью f(x), то, как известно из дифференциального исчисления, .

У случайной величины может быть много мод. Так, для равномерного распределения (1) каждая точка х такая, что a < x < b, является модой. Однако это исключение. Большинство случайных величин, используемых в вероятностно-статистических методах принятия решений и других прикладных исследованиях, имеют одну моду. Случайные величины, плотности, распределения, имеющие одну моду, называются унимодальными.

Математическое ожидание для дискретных случайных величин с конечным числом значений рассмотрено в главе «События и вероятности». Для непрерывной случайной величины Х математическое ожидание М(Х) удовлетворяет равенству

являющемуся аналогом формулы (5) из утверждения 2 главы «События и вероятности».

Пример 5. Математическое ожидание для равномерно распределенной случайной величины Х равно

Для рассматриваемых в настоящей главе случайных величин верны все те свойства математических ожиданий и дисперсий, которые были рассмотрены ранее для дискретных случайных величин с конечным числом значений. Однако доказательства этих свойств не приводим, поскольку они требуют углубления в математические тонкости, не являющегося необходимым для понимания и квалифицированного применения вероятностно-статистических методов принятия решений.

Замечание. В настоящей книге сознательно обходятся математические тонкости, связанные, в частности, с понятиями измеримых множеств и измеримых функций, -алгебры событий и т.п. Желающим освоить эти понятия необходимо обратиться к специальной литературе, в частности, к энциклопедии [1].

Каждая из трех характеристик – математическое ожидание, медиана, мода – описывает «центр» распределения вероятностей. Понятие «центр» можно определять разными способами – отсюда три разные характеристики. Однако для важного класса распределений – симметричных унимодальных – все три характеристики совпадают.

Плотность распределения f(x) – плотность симметричного распределения, если найдется число х0 такое, что

.   (3)

Равенство (3) означает, что график функции y = f(x) симметричен относительно вертикальной прямой, проходящей через центр симметрии х = х0. Из (3) следует, что функция симметричного распределения удовлетворяет соотношению

   (4)

Для симметричного распределения с одной модой математическое ожидание, медиана и мода совпадают и равны х0.

Наиболее важен случай симметрии относительно 0, т.е. х0 = 0. Тогда (3) и (4) переходят в равенства

   (5)

и

   (6)

соответственно. Приведенные соотношения показывают, что симметричные распределения нет необходимости табулировать при всех х, достаточно иметь таблицы при x > x0.

Отметим еще одно свойство симметричных распределений, постоянно используемое в вероятностно-статистических методах принятия решений и других прикладных исследованиях. Для непрерывной функции распределения

P(X<a) = P(-a <X <a) = F(a) – F(-a),

где F – функция распределения случайной величины Х. Если функция распределения F симметрична относительно 0, т.е. для нее справедлива формула (6), то

P(X<a) = 2F(a) – 1.

Часто используют другую формулировку рассматриваемого утверждения: если

,

то

.

Если  и  - квантили порядка  и  соответственно (см. (2)) функции распределения, симметричной относительно 0, то из (6) следует, что

.



Похожие по содержанию материалы:
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Современная теория организации ..
Ованесов А., Идрисов А. Стратегический менеджмент поможет захватить лидерство в конкурентной борьбе ..
Ребрин Ю.И. Управление качеством: Петля качества. Цикл Деминга ..
Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуника ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Содержание и факторы, определяющие корпоративную стратеги ..
Арефьева Н. "ОК" - и ваши сотрудники хотят работать! ..
Управление персоналом: Экономический подход ..
Зубанов Н.В. Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функ ..
Алгоритмы преобразований в бизнесе: Консультанты и консалтинговые агентства ..
Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Бюджетная система Российской Фед ..
Литовский А.М. Финансовый менеджмент: Сущность и содержание финансового менеджмента ..
Маркетинг: сегментирование рынка и позиционирование товара (услуг) на нем ..
Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии: Сегментация рынка и пози ..


Похожие документы из сходных разделов


Орлов А.И. Эконометрика: О проверке однородности двух независимых выборок

Глава 4. Статистический анализ числовых величин (непараметрическая статистика)

4.4. О проверке однородности двух независимых выборок

В математико-статистических терминах постановка задачи такова: имеются две выборки x1, x2,...,xm и y1, y2,...,yn (т. е. наборы из m и .. читать далее


Теория принятия решений: Принятие решений на основе моделей обеспечения качества

4.4. Принятие решений на основе моделей обеспечения качества

 Одна из наиболее важных прикладных областей принятия решений, приносящих наибольший доход в денежном выражении - это обеспечение качества, основанное на применении статистического моделирования для обеспечения надлежащего качества продукции. Японцы считают: "Все, начиная от председателя Совета Директоров и .. читать далее


Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Выбор консультанта

4. КАЧЕСТВО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

4.4. Выбор консультанта

Для удобства рассмотрения предположим сначала, что заказчик обладает полным списком консультантов, и имеет возможность провести переговоры с каждым.

Определив наиболее приемлемый подход консультирования (и ограничив тем самым список), целесообразно следующим этапом выбрать тип консультанта, которому будет поруч .. читать далее