Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Орг .. | Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Те .. | Ованесов А., Идрисов А. Стра .. | Ребрин Ю.И. Управление качес .. | Скаженик Е.Н. Практикум по д .. |


Гончарук В.А. Развитие предприятия: Принципы построения структуры

4. ЧТО МЕНЯТЬ

4.4. Структура и технологии

4.4.1. Принципы построения структуры

Любая организационная структура предприятия – результат компромисса между тем, как «надо бы» строить, и тем, как построить возможно. «Надо бы» определяется стратегией: собственно структура, – это инструмент для эффективного достижения поставленных целей. «Возможно» определяется комбинацией ресурсов и технологий, имеющихся в распоряжении руководителя. Других ограничений для проектировки не существует.

В одном из интервью с владельцами предприятий (консультанты О.Дудченко, А.Мытиль) собственник, грузин по национальности, так объяснял причины нежелания изменить оргструктуру: «Моя фирма – как грузинский дворик. Все строения созданы с любовью, строго индивидуально, все имеют историю. Для меня сломать все это под типовой проект – нож по сердцу». Он был прав в том смысле, что ломать индивидуальную и вполне работоспособную конструкцию, действительно, жалко. Но одновременно он ошибался, считая, что слом необходим. Рискнем заявить, что как раз шаблонное построение свидетельствует о непрофессионализме руководителя, который отказывается от реальных преимуществ организации в пользу эфемерных типовых. Вероятнее всего, он их не получит.

Организационная структура предприятия включает:

-  Формальную схему распределения полномочий (которая отражает иерархию подчиненности и описывает номинальные сферы ответственности работников).

-  Систему управления (принципы и механизмы принятия решений, прохождения информации, планирования, систему мотивации и материального стимулирования).

Первая часть несет минимальную нагрузку, и неудивительно, что на некоторых предприятиях нарисованная «от фонаря» менеджером по кадрам схема даже не затрудняет работу организации – ее там просто не знают. Таким образом, говоря об изменениях в оргструктуре, мы говорим о фактической корректировке управленческих алгоритмов – планирования, координации, мотивации и контроля.

Логика построения здесь та же:
1. Информация.
2. Цели и стратегии (или системная идея изменений).
3. Структура.

Основной принцип – определение необходимых предприятию функций и стимулирование их качественного выполнения. Приоритет – рыночные взаимодействия (надо адаптировать фирму к рынку, чтобы потом адаптировать рынок к предприятию).

В качестве «вторичных» принципов можно выделить следующие:

- Структура должна изменяться по пути упрощения. Если повышение сложности прямо диктуется рынком (например, для обслуживания 5-ти сегментов покупателей по одной группе товара приходится создавать 5 сбытовых подразделений), значит, в другой части должно быть получено компенсационное упрощение (например, единый алгоритм распределения товара, единый принцип управления, и т.п.).

- Задача изменений – не механическое воспроизведение технологий, а только сознательное: иначе никаких ресурсов не хватит для обеспечения необходимого качества работы.

- Следует расчитывать на имеющиеся управленческие кадры: маловероятно, что удастся подобрать «варягов» вовремя и именно под готовый отдел (дееспособный руководитель перестроит структуру под себя, другой фирме не нужен).

Вероятный эффект изменений оргструктуры (которые, в большинстве, охватывают все области управления) – падение, а затем рост эффективности предприятия на этапе внедрения новых технологий, долгий пологий спад на этапе адаптации. Если все сделано на достаточном профессиональном уровне (информация, опыт, здравый смысл), результативная эффективность может значительно превышать исходную, хотя и не достигнет «идеальной».



Похожие по содержанию материалы:
Менеджмент организации: Инновационный менеджмент: Интегральный экономический показатель изделия и ег ..
Нечисловая статистика: Статистика интервальных данных в прикладной статистике ..
Прикладная статистика: Линейный регрессионный анализ интервальных данных ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Семейство нормальных распре ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Упражнения и вопросы для само ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Современная теория организации ..
Ованесов А., Идрисов А. Стратегический менеджмент поможет захватить лидерство в конкурентной борьбе ..
Ребрин Ю.И. Управление качеством: Петля качества. Цикл Деминга ..
Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуника ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Содержание и факторы, определяющие корпоративную стратеги ..
Арефьева Н. "ОК" - и ваши сотрудники хотят работать! ..
Управление персоналом: Экономический подход ..
Зубанов Н.В. Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функ ..


Похожие документы из сходных разделов


Гончарук В.А. Развитие предприятия: Централизация и децентрализация

4. ЧТО МЕНЯТЬ

4.4. Структура и технологии

4.4.2. Централизация и децентрализация

Поскольку для большинства руководителей изменения оргструктуры означают, в первую очередь, корректировку формальной схемы, рассмотрим сначала две основные идеи в этой области.

Для «семейных» структур небольших предприятий нескольких совладельце .. читать далее


Гончарук В.А. Развитие предприятия: Информация

4. ЧТО МЕНЯТЬ

4.4. Структура и технологии

4.4.3. Информация

В современном бизнесе информация выступает в двух ипостасях: основы управленческих решений и средства их реализации. Если вдуматься, то все, чем располагает руководитель, - это информация, распределяемая нужными порциями конкретным адресатам. В системе организации он и с .. читать далее


Гончарук В.А. Развитие предприятия: Система планирования

4. ЧТО МЕНЯТЬ

4.4. Структура и технологии

4.4.4. Система планирования

Для рассмотрения системы планирования удобно воспользоваться следующей моделью (сх 18).

Основные затраты фирмы приходят .. читать далее