Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Маркетинг: Логистика: Органи .. | Орлов А.И. Эконометрика: Сос .. | Организационный отношения в .. | Маркетинг: Логистика: Виды л .. | Стратегии бизнеса: Стратегия .. |


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Основные задачи изучения инновационного менеджмента

3. Инновационная деятельность в промышленности и основные задачи изучения инновационного менеджмента

3.2. Основные задачи изучения инновационного менеджмента

Решение управленческих проблем требует сосредоточения внимания на мелочах, деталях, характеризующих эти проблемы, и инструментах их решения. Сконцентрировав внимание отдельных руководителей на ограниченном круге узких проблем, трудно объединить их работу всеобъемлющим планом. Это привело к формированию концепции стратегического менеджмента. Однако сфера НИОКР при всех многих и разносторонних связях с другими сферами деятельности фирмы, как правило, относительно обособлена в организации. Это связано с неопределенностью процесса НИОКР, спецификой деятельности в НИОКР, потребностью в новых идеях. НИОКР определяет будущее развитие корпорации, предполагает изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы и это, естественно, вызывает определенную консервативную оппозицию внутри фирмы.

Существует определенный "управленческий разрыв" в понимании, позиции, мотивации руководителей НИОКР и других руководителей фирмы [3]. Поэтому для менеджеров всех уровней важно понимание роли и методов НИОКР, особенностей управления этой сферой деятельности. В частности, это проблемы:

– маркетингового подхода к НИОКР;
– стратегии НИОКР как части общей стратегии фирмы;
– отбора и оценки проектов;
– финансового управления НИОКР;
– планирования и управления программами НИОКР;
– организации и выполнения НИОКР;
– научно-технической подготовки производства новых изделий;
– роли НИОКР в обеспечении качества и надежности изделий.

Примерная структуризация проблем НИОКР и освоения производства новых изделий дана на рис. 3.2.

НИОКР могут рассматриваться не только как одна из сфер деятельности фирмы, но и как самостоятельный вид бизнеса. С этой целью создаются инновационные фирмы, осуществляющие по заказам различных экономических субъектов (в том числе и государства) НИР и ОКР, а также продающие на рынке свои разработки соответствующим потребителям. В России к ним относятся многочисленные НИИ, ОКБ, научные подразделения вузов и т. д.

На рис. 3.3 приведен "финансовый профиль" проекта создания, освоения и производства нового изделия (жизненные циклы изделия и товара) в рамках многопродуктовой корпорации [4].

Для инновационной фирмы товаром будет являться документация на изделие, лицензия на ее производство и сбыт, ноу-хау. Финансирование НИОКР может осуществляться за счет кредитов, собственной прибыли, а также по договорам с заказчиками.

Дисциплина "Инновационный менеджмент" должна дать необходимые сведения для управления процессами НИОКР, реализуемыми в рамках многопродуктовой корпорации, а также инновационными фирмами. При этом менеджмент сферы НИОКР должен строиться на той посылке, что единственным оправданием существования этой сферы является наличие положительного финансового результата. В этой связи в инновационном менеджменте надо исходить из того, что:

– научно-технические инновации – решающее условие выживания и роста большинства фирм и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;
– ресурсы, выделенные на НИОКР оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей корпорации;
– требуется анализ выполненных инноваций с целью выявления факторов, приводящих к успеху;
– сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента повышает качество применяемых решений и обеспечивает повышение отдачи инвестиций в НИОКР.

Рис. 3.2. Примерная структуризация проблемы создания и освоения новых товаров

Прежде всего следует получить четкие ответы на вопросы:

– обеспечат ли инвестиции в собственные НИОКР лучший результат, чем приобретение лицензий на стороне?
– обеспечат ли затраты на НИОКР более высокую отдачу по сравнению с теми же затратами на производство и маркетинг?



Похожие по содержанию материалы:
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Проверка концепции и экономический анализ ..
Нечисловая статистика: Интервальный дискриминантный анализ ..
Стратегии бизнеса: Финансово-инвестиционная стратегия предприятия ..
Гриненко С.В. Экономика недвижимости: Оценка недвижимости: Подходы к оценке недвижимости: Доходный п ..
Маркетинг: Логистика: Организация управления службами в логистике ..
Орлов А.И. Эконометрика: Состоятельные критерии проверки однородности для независимых выборок ..
Организационный отношения в системе менеджмента - Основы менеджмента ..
Маркетинг: Логистика: Виды логистики: закупочная, производственная, распределительная ..
Стратегии бизнеса: Стратегия управления ..
Маркетинг: Логистика: Разработка систем складирования ..
Стратегии бизнеса: Стратегия реструктуризации: децентрализация управления и оптимальные размеры пред ..
Маркетинг: Логистика: Управление запасами ..
Нечисловая статистика: Статистика интервальных данных: Литература ..


Похожие документы из сходных разделов


Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Содержание стратегии фирмы и определяющие ее факторы

3. Теория и практика современного стратегического менеджмента фирмы

3.2. Содержание стратегии фирмы и определяющие ее факторы

Стратегия – образ действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

Определение сферы бизне .. читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Связь знания – стратегия
3. Знание как стратегический ресурс фирмы

3.2. Связь знания -- стратегия

Традиционная схема SWOT–анализа отражает соотношение сегодняшнего знания и интенсивных сторон внешней среды, обеспечивая базу для описания стратегии знания. По существу фирма нуждается в превращении SWOT-анализа в карту ресурсов знания и способностей относительно благоприятных возможностей и угроз .. читать далее


Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Современный инструментарий управления инновационной деятельностью крупнейших компаний США, Японии и Европы

3. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРУПНЫХ (ГЛОБАЛЬНЫХ)  КОМПАНИЙ

3.2. Современный инструментарий управления инновационной деятельностью крупнейших компаний США, Японии и Европы

Опыт успешно действующих глобальных компаний необхо .. читать далее