Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Теория принятия решений: Осн .. | Гончарук В.А. Развитие предп .. | Менеджмент организации: Инно .. | Ребрин Ю.И. Основы экономики .. |


Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Планирование деятельности предприятия

4. Планирование и мотивация деятельности

4.2. Планирование деятельности предприятия

4.2.1. Общая характеристика планирования

    Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основные принципы планирования: 

1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели: 
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства; 
- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия; 
- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс; 
- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия; 
- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 

2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия; 

3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов; 

4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования; 

5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием; 

6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия. 

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. 

Виды планирования.

В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. 

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. 

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. 

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

В планировании используются следующие основные методы: 
- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов; 
- балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов; 
- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период; 
- интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели; 
- факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей; 
- матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
- экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие. 

4.2.2. Стратегия развития предприятия

Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление основных направлений его эффективного функционирования на основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой. 

Основными задачами формирования стратегии предприятия являются: 
- выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходимо развивать; 
- определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности; 
- оценка результатов отдачи. 

Стратегический план предприятия составляется в такой последовательности: 
1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды. 
2. Определение хозяйственной политики предприятия. 
3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы. 
4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства, организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия. 

Стратегический план предприятия состоит из следующих разделов: 
1) Цели и направления деятельности; 
2) Текущие и долгосрочные задачи; 
3) Базовая стратегия; 
4) Функциональные стратегии; 
5) Описание наиболее важных программ; 
6) Описание внешних операций; 
7) Объем капитальных вложений и распределение ресурсов; 
8) Формулировка резервных стратегий. 

При составлении стратегического плана используется следующая информация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; баланс на конец последнего года плана; финансовый план. 

Стратегия предприятия разрабатывается на различные периоды времени в зависимости от степени предсказуемости будущего, продолжительности периода внедрения идеи, отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической оснащенности (от 3 до 10 лет). 

Существуют следующие разновидности базовых стратегий: 
- стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.; 
- стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов; 
- стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия. 

Одной из важнейших составных частей стратегии предприятия является планирование риска. Сущность этого плана заключается в достижении высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений. 

Методы выбора стратегии: 
- метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль); 
- метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема; 
- метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия; 
- метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка; 
- метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки). 

4.2.3. Содержание средне и краткосрочных планов

Планы предприятия включают следующие основные разделы: 
- маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции; 
- производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества; 
- план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии; 
- план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения; 
- план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей; 
- план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии; 
- план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию; 
- финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения; 
- план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия; 
- план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов. 

Показатели, применяемые в планирования и, подразделяются: 
- по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные; 
- по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость); 
- по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность). 

Оперативное планирование

    Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:

1) Календарное планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час; 

2) Диспетчеризацию, обеспечивающую: 
- сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте; 
- организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества. 

Различают: 

- межцеховое оперативное планирование - обеспечивающее скоординированную деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов; 

- внутрицеховое оперативное планирование - осуществляющее распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения - обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих. 

4.2.4. Бизнес-план предприятия

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. 

Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Это определяет некоторые требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. 

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но можно предложить следующий макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта. 

Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в банке. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. По возможности, заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. 

В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей: чистая текущая стоимость; рентабельность; внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности); период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат); норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается "нулевая прибыль", доход от продажи равен издержкам производства). 



Похожие по содержанию материалы:
Прикладная статистика: Основные идеи статистики интервальных данных ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Характеристики положения ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Выбор консультанта ..
Ребрин Ю.И. Управление качеством: Контроль, учет и анализ процессов управления качеством ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Стратегические аспекты патентной активности ..
Теория принятия решений: Основные идеи метода компьютерного моделирования ЖОК ..
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Корпоративная культура ..
Менеджмент организации: Инновационный менеджмент: Организация и порядок выполнения НИР ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Товары. Товарные марки. Упаковка. Услуги ..
Маркетинг: Логистика: Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации ..
Орлов А.И. Эконометрика: Какие гипотезы можно проверять с помощью двухвыборочного критерия Вилкоксон ..
Прикладная статистика: Метод парных сравнений ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Стратегия разработки новых товаров ..


Похожие документы из сходных разделов


Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Кругооборот оборотных средств. Показатели оборачиваемости

МОДУЛЬ 4.2.  КРУГООБОРОТ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ. ПОКАЗАТЕЛИ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ

Оборотные средства находятся в постоянном движении. Кругооборот капитала охватывает три стадии: заготовительную, производственную и сбытовую.

Любой бизнес начинается с некоторой суммы наличных денег, которые вкладываются в определенное количеств .. читать далее


Гончарук В.А. Развитие предприятия: Стратегии

4. ЧТО МЕНЯТЬ

4.2. Стратегии

Рассматривая планирование, мы акцентировали внимание на целях, но пользовались, в том числе, категориями стратегий, которые выполняют ту же функцию глобальной координации деятельности фирмы. Если цели – это состояние будущей реальности, которого собирается добиться фирма, то стратегии – методы достижения этой реальности. Кадровая политика, .. читать далее


Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Планирование и организация государственных закупок

ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.3. Планирование и организация государственных закупок*

За последнее столетие функции государства значительно расш .. читать далее