Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Гончарук В.А. Развитие предп .. | Управление персоналом: Стоха .. | Асаул А.Н., Карасев А.В. Эко .. | Нечисловая статистика: Линей .. | Теория принятия решений: При .. |


Ребрин Ю.И. Управление качеством: Организация, координация и регулирование процесса управления качеством

 Тема 4 Общие функции управления качеством продукции

4.2. Организация, координация и регулирование процесса управления качеством

За предварительным управлением, включающим в себя прогнозирование и планирование качества продукции, следует этап оперативного управления, который согласно теории управления состоит из процессов организации, координации, регулирования и мотивации. Эти процессы применительно к управлению качеством основаны на создании условий для:

эффективного проведения мероприятий по совершенствованию качества продукции и работ;
стабилизации производства, сбыта и послепродажного обслуживания высококачественной продукции;
оперативного воздействия на причины возникновения дефектов и устранения брака;

использования механизма коллективной и индивидуальной ответственности и стимулирования выпуска продукции высокого качества.

Эти функции реализуются многими методами непосредственного руководства, присущими общему менеджменту, но вместе с тем в управле­нии качеством существуют и специфические, присущие именно этому виду деятельности, к которым прежде всего относятся стандартизация и сертифи­кация продукции.

Задачи повышения качества жизни людей и в том числе качества про­дукции и услуг столь значимы в наше время, что привели к межго­сударственному взаимодействию и координации усилий в этой области.

В настоящее время существует множество международных организа­ций, которые осуществляют работу по управлению качеством и способству­ют динамичному развитию научно-технических, экономических, торговых и иных связей между государствами всего мира. Это, в первую очередь, Меж­дународная организация по стандартизации (ISO), Международная энергети­ческая комиссия (IEC), Европейская организация по качеству (ЕОQ), имею­щие отделения в подавляющем большинстве стран мира и решающие межна­циональные проблемы управления качеством и защиты прав потребителей.

В России всю методологическую и организационно-методическую работу по управлению качеством осуществляет Государственный комитет по стандартизации и метрологии (Госстандарт) как представитель Правитель­ства РФ, а законотворческую – представительные органы власти. Госстан­дарт имеет разветвленную сеть отделений и организаций по всей территории страны, которые осуществляют организационно-методические, регламенти­рующие и контрольные функции. В состав таких организаций входят НИИ и ОКБ, органы стандартизации и сертификации, метрологические и испыта­тельные лаборатории и ряд иных организаций.

На уровне отраслевых министерств существуют специальные подразде­ления, координирующие работу в области управления качеством в своей отрасли. В их подчинении находятся различные отраслевые учреждения и лаборатории (часто при предприятиях отрасли).

Государственные и отраслевые органы по управлению качеством имеют региональные центры по осуществлению различных функций – стандартиза­ции, сертификации, метрологии, контроля и т.д.

На предприятиях службы управления качеством, как правило, выделяют организационно, а конкретные организационные формы такой службы зависят от места системы управления качеством в общей системе управления предприятием, масштабов и специфики производства.

На типовом среднем предприятии машиностроения такую службу возглавляет заместитель директора по качеству (директор по качеству), в подчинении которого находятся подразделения по аналитической работе, связанной с совершенствованием управления качеством, отдел (управление) технического контроля (отдел контроля качества), испытательные и измерительные лаборатории, метрологическая служба.

Организационная работа по управлению качеством на предприятии заключается в выполнении всего комплекса работ, связанных с планирова­нием, осуществлением и контролем деятельности, направленной на совер­шенствование качества продукции и всех процессов производственно-хозяйственной деятельности.

Необходимо отметить, что функции контроля качества продукции и ее элементов являются составляющими технологических процессов и потому предусматривают соответствующие затраты ресурсов, что существенно влияет на организацию производства этой продукции в целом и на подходы к экономическим расчетам. Кроме того, организация производства всегда должна строиться с учетом вероятности его сбоев, возникновением дефектов и предусматривать схемы оперативного влияния на качество процессов создания и продвижения продукции, устранения дефектов и брака на ранних стадиях создания и реализации продукции.

Рассмотренная многоуровневая система управления качеством осуществляет работу по всему циклу Деминга в рамках компетенции элементов этой системы с ориентацией на ТQM.

На рис. 4.1 показана эволюция функций менеджмента качества в России на протяжении последних тридцати лет.

Рис. 4.1. Развитие организационных схем управления качеством и основных функций менеджера по качеству в ХХ веке

Из приведенных схем видно, что организационное развитие управления качеством на предприятиях с закономерной последовательностью как расширяло, так и углубляло состав функций управления качеством в системной связи с общим менеджментом предприятий. Эта устойчивая закономерность очевидно сохранится и в предстоящей перспективе, объективной основой чего станут процессы активизации внедрения более жестких стандартов, расширение сферы сертификации (от сертификации продукции и процессов ее создания до сертификации систем управления качеством), усиление неценовой конкуренции.



Похожие по содержанию материалы:
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Мотивация и оплата труда ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Обзор рыночной ситуации и генерация идей ..
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Централизация и децентрализация ..
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Система планирования ..
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Системная постановка прямых продаж ..
Управление персоналом: Стохастическая позиционная модель ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Органы государственной регистрации и порядок осущес ..
Нечисловая статистика: Линейный регрессионный анализ интервальных данных ..
Теория принятия решений: Принятие решений на основе моделей обеспечения качества ..
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Основы технического нормирования на предприятии ..
Гриненко С.В. Экономика недвижимости: Оценка недвижимости: Подходы к оценке недвижимости: Затратный ..
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Мотивация ..
Теория принятия решений: Пример применения эконометрического метода ЖОК для изучения факторов, влияю ..


Похожие документы из сходных разделов


Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: НИОКР как бизнес

4. Стратегические решения фирмы и стратегия НИОКР

4.2. НИОКР как бизнеc

Компания, которая вкладывает большие средства в создание новых продуктов, вовлечена в два вида деятельности (“два бизнеса”):
– основную деятельность, определенную целями корпорации и направленную ..
читать далее


Прикладная статистика: Восстановление линейной зависимости между двумя переменными

Часть 3. Методы прикладной статистики

3.2. Многомерный статистический анализ

3.2.2. Восстановление линейной зависимости между двумя переменными

Начнем с задачи точечного и доверительного оценивания линейной функции одной переменной.

Исходные данные – набор n пар чисел (tk , x< .. читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Анализ тенденций затрат на НИОКР крупнейших глобальных фирм

4. Анализ инновационной практики глобальных фирм

4.2. Анализ тенденций затрат на НИОКР крупнейших глобальных фирм

Исследования проводились по данным об инновационном поведении главных фирм в каждой из выделенных отраслей. В табл. 4.1 представлены результаты по общим объемам продаж, затратам на НИОКР в процентах от объемов продаж, рис. 6--13 отражают интенсивность .. читать далее