Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Гончарук В.А. Развитие предп .. | Гончарук В.А. Развитие предп .. | Менеджмент организации: Инно .. | Татарова А.В. Оценка недвижи .. | Прикладная статистика: Основ .. |


Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Гипергеометрическое распределение

4. Случайные величины и их распределения

Гипергеометрическое распределение

Гипергеометрическое распределение имеет место при выборочном контроле конечной совокупности объектов объема N по альтернативному признаку. Каждый контролируемый объект классифицируется либо как обладающий признаком А, либо как не обладающий этим признаком. Гипергеометрическое распределение имеет случайная величина Y, равная числу объектов, обладающих признаком А в случайной выборке объема n, где n<N. Например, число Y дефектных единиц продукции в случайной выборке объема n из партии объема N имеет гипергеометрическое распределение, если n<N. Другой пример – лотерея. Пусть признак А билета – это признак «быть выигрышным». Пусть всего билетов N, а некоторое лицо приобрело n из них. Тогда число выигрышных билетов у этого лица имеет гипергеометрическое распределение.

Для гипергеометрического распределения вероятность принятия случайной величиной Y значения y имеет вид

   (20)

где D – число объектов, обладающих признаком А, в рассматриваемой совокупности объема N. При этом y принимает значения от max{0, n - (N - D)} до min{n, D}, при прочих y вероятность в формуле (20) равна 0. Таким образом, гипергеометрическое распределение определяется тремя параметрами – объемом генеральной совокупности N, числом объектов D в ней, обладающих рассматриваемым признаком А, и объемом выборки n.

Простой случайной выборкой объема n из совокупности объема N называется выборка, полученная в результате случайного отбора, при котором любой из  наборов из n объектов имеет одну и ту же вероятность быть отобранным. Методы случайного отбора выборок респондентов (опрашиваемых) или единиц штучной продукции рассматриваются в инструктивно-методических и нормативно-технических документах. Один из методов отбора таков: объекты отбирают один из другим, причем на каждом шаге каждый из оставшихся в совокупности объектов имеет одинаковые шансы быть отобранным. В литературе для рассматриваемого типа выборок используются также термины «случайная выборка», «случайная выборка без возвращения».

Поскольку объемы генеральной совокупности (партии) N и выборки n обычно известны, то подлежащим оцениванию параметром гипергеометрического распределения является D. В статистических методах управления качеством продукции D – обычно число дефектных единиц продукции в партии. Представляет интерес также характеристика распределения D/N – уровень дефектности.

Для гипергеометрического распределения 

Последний множитель в выражении для дисперсии близок к 1, если N>10n. Если при этом сделать замену p = D/N, то выражения для математического ожидания и дисперсии гипергеометрического распределения перейдут в выражения для математического ожидания и дисперсии биномиального распределения. Это не случайно. Можно показать, что

при N>10n, где p = D/N. Точнее, справедливо предельное соотношение

и этим предельным соотношением можно пользоваться при N>10n.



Похожие по содержанию материалы:
Орлов А.И. Эконометрика: Непараметрическое доверительное оценивание характеристик распределения ..
Сравнение структур управления - Основы менеджмента ..
Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Методы определения потребности в оборотных средствах ..
Стратегии бизнеса: Технологическая стратегия предприятия ..
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Информация ..
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Организация контроля ..
Менеджмент организации: Инновационный менеджмент: Роль научно-технической подготовки производства ..
Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Критерии принятия решений о финансиро ..
Прикладная статистика: Основные идеи статистики интервальных данных ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Характеристики положения ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Выбор консультанта ..
Ребрин Ю.И. Управление качеством: Контроль, учет и анализ процессов управления качеством ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Стратегические аспекты патентной активности ..


Похожие документы из сходных разделов


Гончарук В.А. Развитие предприятия: Цели

4. ЧТО МЕНЯТЬ

4.1. Цели

Цели предприятия, наряду со стратегиями, направляют и определяют его развитие, но при этом никогда не бывают однородными и простыми. Заявить: «мы хотим стать большими и высокоприбыльными» – не значит установить цели или хотя бы обозначить их основную часть. В этом заявлении отсутствуют характеристики данной конкретной фирмы, индивидуальность, по .. читать далее


Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Планирование ассортимента продукции в зависимости от объема выпуска

ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.2. Планирование ассортимента продукции в зависимости от объема выпуска

В п.4.1 мы рассмотрели планирование прибыли, основанное на полном распределении затрат и зависящее как .. читать далее


Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Распределение Пуассона

4. Случайные величины и их распределения

Распределение Пуассона

Третье широко используемое дискретное распределение – распределение Пуассона. Случайная величина Y имеет распределение Пуассона, если

,

где λ – па .. читать далее