4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
 
 
Логическая структура раздела
 
 
 4.1. Понятие организации и организационной структуры
Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
Организация обладает следующими общими признаками:
  - определение ее характера кадрами и менеджером;
  - объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
  - сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;
  - определенная, зависящая от процесса гибкость, обеспечивающая функционирование системы в изменяющихся условиях;
  - единство рабочих процессов и процессов управления, как результат разумного разделения труда.
Организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на:
  - подпроцессы промышленного производства;
  - изготавливаемые изделия;
  - пространственные производственные условия.
Организационная структура регулирует:
  - разделение задач по отделениям и подразделениям;
  - их компетентность в решении определенных проблем;
  - общее взаимодействие этих элементов.
Тем самым фирма создается как иерархическая структура.
Основные законы рациональной организации:
  - упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;
  - приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);
  - обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);
  - короткие пути управления;
  - баланс стабильности и гибкости;
  - способность к целеориентированной самоорганизации и активности;
  - желательность стабильности циклически повторяемых действий.
На организационную структуру влияют следующие факторы:
  - размеры предприятия;
  - применяемая технология;
  - окружающая среда.