Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Маркетинг: Основы маркетинга .. | Прикладная статистика: Индек .. | Стратегии бизнеса: Контракты .. | Гончарук В.А. Развитие предп .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. |


Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Теория организации на основе трансакционных издержек

11. История теории организации и современная концепция менеджмента (вместо заключения)

11.2. Теория организации на основе трансакционных издержек (принципиальные положения)

Основные положения теории организации, построенной на основе трансакционных издержек, могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Экономический субъект осуществляет выбор формы защиты трансакции (сделки) из таких возможных типов экономической организации, как рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия, нерыночные отношения в рамках рыночных систем.
  2. Границы и размер организации (фирмы) определяются на основе учета трансакционных издержек, что предполагает ограниченную рациональность поведения экономических субъектов и небесплатность рыночных трансакций. Кроме этого, учитывается и форма защиты трансакции (гарантии, обеспечиваемые определенной формой экономической организации).
  3. Способ упорядочивания элементов внутри компании, позволяющий в этих условиях добиваться максимального эффекта, - также внутрифирменная иерархия в виде бюрократической организации. Однако функциональная структура компании уже не позволяет эффективно упорядочивать элементы во многоотраслевых фирмах. Более эффективными формами такого упорядочивания становятся дивизиональная структура и М-структура организации.
  4. В решение вопроса о структурной единице организации данная теория не привносит ничего принципиально нового. Элементарной структурной единицей (“атомом”) организации остается технологическая, или функциональная, операция, полученная на основе использования принципа разделения труда с последующей координацией разделенных частей в единое целое. Это фактически доводит бюрократическую организацию до совершенства, обнажая при этом и все ее недостатки.
  5. Последнее положение не претерпевает изменения по сравнению с неоклассической теорией - реакция фирмы на изменения во внешней среде не отражается на ее структуре. Она остается жесткой. Некоторая гибкость присуща лишь определению должностных обязанностей ряда работников или каких-то структурных подразделений.
  6. В рамках данной теории предпринимаются попытки разрешить накопившиеся противоречия за счет уменьшения уровней иерархии бюрократической организации. Появляются сетевые и виртуальные организации, снимающие очевидные противоречия бюрократической организации, но остающихся при этом в рамках описываемой теории.

Трансакционная теория организации ликвидирует противоречия, накопившиеся в “недрах” неоклассической парадигмы. Она соответствует менеджменту в рамках школы “поведенческих наук”, количественного, системного и ситуационного подходов.

Однако нельзя не заметить, что хозяйственная практика ставит перед теорией такие вопросы, на которые невозможно позитивно ответить, оставаясь на перечисленных выше позициях. Теория организации, построенная на основе трансакционных издержек, сталкивается с неразрешимыми внутренними противоречиями, снять которые можно только, изменив сам подход к теории.

Эту задачу и решает современная теория организации.



Похожие по содержанию материалы:
Прикладная статистика: Основы теории классификации ..
Стратегии бизнеса: Ресурсно-рыночная стратегия предприятия ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Анализ практики патентования крупнейших гло ..
Управление персоналом: Измерение индивидуальной стоимости работник ..
Маркетинг: Основы маркетинга: Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга ..
Прикладная статистика: Индексы и их применение ..
Стратегии бизнеса: Контракты в российском законодательстве ..
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Получение предварительной информации ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Связь знания – стратегия ..
Маркетинг: Основы маркетинга: Эволюция развития маркетинга и концепции маркетинга ..
Маркетинг: Основы маркетинга: Продвижение товаров и услуг ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Предпринимательская деятельность в сфере недвижимос ..
Нечисловая статистика: Интервальные данные в задачах проверки гипотез ..


Похожие документы из сходных разделов


Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Система планирования предпринимательской деятельности

ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Система планирования предпринимательской деятельности

В современных экономических условиях выживание предприятий, не говоря уже об их развитии, в значительной степени зави .. читать далее


Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Издержки производства и реализации продукции

3. Основные экономические элементы и показатели функционирования производственных предприятий (фирм)

Структура бизнеса как системы. На рис. 3.1 приведена структура бизнеса как закрытой системы, внутри которой происходит взаимодействие решений в инвестиционной, хозяйственной и финансовой сферах деятельности фирм .. читать далее


Теория принятия решений: Основные понятия общей теории моделирования

4. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ТЕОРИИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ

4.1. Основы моделирования

4.1.1. Основные понятия общей теории моделирования

 Начнем с определения используемых понятий.

 Модель в общем смысле (обобщенная модель) есть создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либ .. читать далее