Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Изменение масштабов и направлений бизнеса за счет слияний, поглощений компаний, создания финансово-промышленных групп10. Способы организационного проектирования в зависимости от состояния параметров фирмы 10.3. Изменение масштабов и направлений бизнеса за счет слияний, поглощений компаний, создания финансово-промышленных групп Изменение масштабов и направлений бизнеса за счет слияний, поглощений компаний, создания финансово-промышленных групп. Определение основных понятий. Важнейшие вопросы, которые необходимо решить при проведении слияний, при проведении поглощений компаний и при создании финансово-промышленных групп. Российская практика слияний и поглощений фирм (распространение, вероятность достижения положительного результата, конкретные примеры). Создание финансово-промышленных групп в России. “Портрет” российской финансово-промышленной группы (масштабы, структура собственности, виды деятельности, организационная структура, предлагаемая стратегия). В данной части работы, в отличие от двух предыдущих, мы не связываем специально изменение организационной структуры фирмы с состоянием ее текущих дел (нормально работающая компания или находящаяся в кризисе). Нас будут интересовать построения организационных структур в связи с изменением масштабов и направлений бизнеса, причем со стороны фирм, которые выступают в качестве активной стороны действия. Таковыми будут: 1) слияния компаний, 2) поглощения, 3) создание финансово-промышленных групп . Начнем со слияний. Прежде всего дадим определение данного явления. Под слиянием чаще всего понимается любое объединение компаний, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур . Основные причины слияний следующие:
Экономисты чаще всего говорят о следующих типах слияний: 1) горизонтальные, 2) вертикальные, 3) родовые, 4) конгломератные . Данные типы слияний, за исключением родовых, не требуют специального объяснения, так как соответствуют категориальному аппарату, уже использованному в нашей работе, когда речь шла о горизонтальной интеграции, вертикальной интеграции и конгломератах (см. подробнее 2.5.2, 2.5.1). Родовое слияние охватывает либо связанные предприятия, но не производящие одинакового продукта (принимает форму горизонтального слияния), либо предприятия, находящиеся в отношениях производитель - поставщик (принимает форму вертикального слияния). Данный вид слияния, по нашему мнению, самостоятельного значения не имеет и может быть сведен к уже известным и вполне апробированным понятиям. Следующим явлением, связанным с изменением масштабов и направлений бизнеса, является поглощение. Лучше всего его рассматривать в качестве конкретной формы протекания слияния, в результате которого одна компания включает другую компанию в собственную структуру на правах либо подразделения, либо определенной функции. Поглощение - частный случай слияния, более узкое понятие, так как слияние предполагает также и объединение равноправных фирм в новое целое. Все это дает нам возможность утверждать, что рассмотренные выше мотивы слияний, конкретные формы их протекания применимы и к поглощениям. Теперь о финансово-промышленных группах (ФПГ) . Финансово-промышленные группы - это неформальное объединение юридически самостоятельных экономических субъектов (крупных компаний реального сектора, банков, других финансовых структур и проч.), связанных между собой системой участия, личной унией и прочими отношениями, позволяющее идентифицировать и реализовывать общий экономический интерес всех участников ФПГ в рамках общей стратегии. Говоря о структуре ФПГ, стоит специально выделить ядро (центр) и периферию группы. Заметим, что само понятие структуры по отношению к финансово-промышленной группе - это известная условность, так как отношения между участниками группы, как правило, не принимают формы юридических и тем более административных отношений. Это прежде всего отношения капитала (собственности и контроля). Данное образование внешне напоминает структуру концерна (см. выше). Однако они нетождественны. Во-первых, концерн - это фирма, а ФПГ - их неформальное объединение. Во-вторых, концерн имеет собственную внутреннюю структуру, закрепленную юридическими и административными отношениями (внутрифирменная иерархия), а ФПГ таковой, как правило, не имеет. В-третьих, концерн может быть участником ФПГ, а ФПГ частью концерна - нет. Теперь о проблемах, которые возникают при проведении слияний, поглощений фирм и создании ФПГ (наша страна не является здесь исключением). Сначала коснемся слияний и поглощений . Трудности, возникающие в этой связи:
При создании ФПГ возникают следующие проблемы :
Теперь о практике слияний, поглощений компаний, создания ФПГ. Прежде всего необходимо отметить, что слияния и поглощения в нормальной рыночной экономике - вещь обычная. Например, в 1997 году на Западе общий размер сделок по слиянию превысил 1600 млрд. дол., а в первой половине 1998 года уже составил 1200 млрд. долл. Если в 70-е годы в США в банковской сфере произошло 1399 слияний и поглощений, то в следующем десятилетии - уже 3555, а за первую половину 90-х годов - 2035 . Резко выросли и размеры индивидуальных слияний. Например, в 80-х годах сделка с величиной активов более 10 млрд. дол. рассматривалась как уникальная. В реальном секторе США было всего 4 таких слияния . Теперь данные слияния не входят даже в первую “двадцатку” крупнейших. Для того, чтобы попасть в этот почетный список, сейчас необходимо, чтобы размер активов, участвующих в сделке, был больше 17 млрд. дол. Заметим, что из 20 крупнейших слияний (крупнейшее - размер активов, участвующих в сделке, - 83 млрд. дол.) 17 произошли после 1995 года, а 9 - в 1998 году . В России этот процесс находится еще в стадии становления. Строго говоря, можно вести речь только о двух успешных слияниях в нашей стране в 1998 году . Это – компания “Белый ветер - ДВМ”, действующая в сфере новых информационных технологий и “Интурист - Бегемот” - в туристском бизнесе. В первом случае реализована схема без образования единого юридического лица с общей стратегией и объединением деятельности. Во втором случае сработал “эффект большого партнера”, подкрепленный обменом акций: 25% “Интуриста” на 100% акций “Бегемота” с последующим объединением и диверсификацией бизнеса. Все другие слияния и поглощения 1998 года оказались неудачными и не принесли ожидаемого результата участникам данных мероприятий. Это, прежде всего, широко разрекламированные объединение “Уралмаша” с “Ижорскими заводами” и объединение “Галлактики” с “Парусом”. Теперь о российских финансово-промышленных группах. До 17 августа 1998 года складывалось впечатление, что в России уже сложились, хотя и в небольшом количестве, зрелые, самостоятельные финансово-промышленные, финансово-монополистические группы и соответствующий им слой финансовой олигархии. Например, в 1996 году группа “Менатеп” имела банковские активы в сумме 9199 млрд. руб., а “Онэксим” - 26 452 млрд. руб., объем продукции, услуг предприятий этих групп составлял соответственно 447 млрд. руб. и 40 000 млрд. руб. Эти цифры соответствовали по “Менатепу” 1,8 млрд. дол. по банковской составляющей и 4,9 млрд. дол. по промышленной, а для “Онэксим” - 4,8 млрд. дол. по банковской составляющей и 7,2 млрд. дол. - по промышленной . Однако события конца 1998 года доказали, к сожалению, обратное. Тем не менее необходимо отметить, что группа “Онэксим” больше всех преуспела в “организационном строительстве”, так как к августовскому кризису в основном оказалась сформированной структура холдинга, включающая в себя финансовый блок (группа управления активами, региональные банки, группа страховых компаний, ОНЭКСИМбанк, группа “МФК - Ренессанс” и другие финансовые организации), промышленный блок (“Норильский никель”, СИДАНКО, “Связьинвест”, “Пермские моторы”, Новолипецкий металлургический комбинат, предприятия ВПК и прочие промышленные активы) и медиа-холдинг (“Комсомольская правда”, “Известия”, журналы “Эксперт”, “Русский телеграф”, региональные телерадиокомпании). Данная структура может быть признана достаточно устойчивой, сбалансированной в основных видах своей деятельности. Налицо многопрофильность и попытка формирования положительного имиджа у различных социальных групп в обществе. Кроме этого, структура оказалась подкрепленной отношениями собственности и контроля, позволяющими “персонифицировать” ядро финансово-промышленной группы (25% + 1 акция холдинга оказались в руках В. Потанина и М. Прохорова, 20% акций + 1 - у ОНЭКСИМбанка, 25% + 1 акция остались у ФПГ “Интеррос” и, наконец, оставшиеся акции (30% + 1) распределены между инвесторами, включая и менеджеров) . Интересной также представляется и деятельность в рамках данной группы по формированию общей стратегии и согласованию интересов и действий участников финансово-промышленной группы. Дальнейшее развитие событий, конечно, принесет много новых фактов о российском опыте слияний, поглощений и создания финансово-промышленных групп. Можно ожидать роста такого рода сделок (слияний, поглощений), с одной стороны, и сокращения числа финансово-промышленных групп при их очевидном укрупнении и централизации капитала - с другой стороны. Итак, мы рассмотрели основные вопросы, поставленные в данной части работы и можем сделать общие выводы по проведенному исследованию. |