Асаул А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса или сохраняется строительный комплекс страны в рыночной экономике: Управление Санкт-Петербургским инвестиционно-строительным комплексомРАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПЕТЕРБУРГСКОГО ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Глава 3. Управление Санкт-Петербургским инвестиционно-строительным комплексом Для адаптации ИСК к складывающейся экономической ситуации необходимы новые подходы к его организации и управлению. Для раскрытия содержательной стороны управления Санкт-Петербургским ИСК в современных условиях обратимся к ретроспективе его формирования в Ленинграде – Санкт-Петербурге. В дореформенный период органами управления ИСК являлись: Главное управление капитального строительства (ГлавУКС); Главное Архитектурно-планировочное управление (ГлавАПУ); Техническое управление; Главленинградстрой; Главленинградинжстрой; Главленстройматериалы; Главзапстрой. Все вышеназванные главные управления входили в состав Исполкома Ленсовета. ГлавУКС функционировал в тесной взаимосвязи с ГлавАПУ. Оно, на основе плана экономического и социального развития Ленинграда, который разрабатывался Северо-Западным филиалом Министерства строительства СССР, осуществляло функцию единого заказчика по капитальному строительству: Кроме того, ГлавУКС, как видно, выполнял функции единого проектировщика и единого застройщика. Отрицательным моментом являлось отсутствие у ГлавУКСа функции "единого потребителя" строительной продукции. Отсюда - недостаточно жесткие требования к комплексности и качеству проектирования, комплексности застройки, уровню качества возводимых объектов. Все это отрицательно сказывалось на процессе эксплуатации жилых домов, объектов соцкультбыта и инфраструктуры и вело к значительным затратам на их ремонт и восстановление. С началом преобразования народного хозяйства, в составе Мэрии Санкт-Петербурга (май 1992 г.) был образован Инвестиционный комитет, главной задачей которого стало формирование рыночных отношений в ИСК. Основные задачи Инвестиционного комитета сводились к следующему: Следующий этап преобразований структуры управления ИСК Санкт-Петербурга относится к апрелю 1994 г. В это время создаются благоприятные условия для инвестирования и эффективного функционирования строительного комплекса в Санкт-Петербурге, чем занимается Департамент строительства, непосредственно подчиняющийся Комитету по управлению городским хозяйством. В последствии экономический кризис оказал свое воздействие не только на ИСК, но и на его систему управления. В декабре 1996 г. в составе Администрации Санкт-Петербурга структура органов управления ИСК снова преобразуется. Главным органом управления этим комплексом становится Комитет по строительству, который в соответствии с приказом губернатора является государственным учреждением Санкт-Петербурга и структурным подразделением Администрации города. Основной задачей созданного Комитета является проведение государственной политики и государственного управления в сфере строительства, капитального ремонта и реконструкции, а также координация деятельности в этой сфере территориальных и иных отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга, Предметами ведения Комитета по строительству Администрации Санкт-Петербурга (рис. 1.3) являются:
Рис. 1.3. Структура управления ИСК Санкт-Петербурга В структуре Комитета создается Управление подготовки строительства, которое занимается инвестиционными программами и проектами. Особое значение для привлечения инвестиций в развитие города имеет инвестиционно-тендерная комиссия, возглавляемая председателем Комитета по строительству. В последнее время принят ряд оперативных решений относительно сроков строительства и проектирования, которые предусматривают экономическое воздействие на инвестора, не выполняющего взятые обязательства. Ведется целенаправленная работа по инженерной подготовке территорий и инфраструктуры, ибо из-за значительного снижения в последние годы инвестиций в инженерию наблюдается вымывание инженерно подготовленных пятен застройки. Еще одним важным звеном в управлении Петербургским ИСК является Санкт-Петербургский союз строительных компаний ("Союзпетрострой") (см. рис. 1.3). После развала командно-административной системы в России в Санкт-Петербурге возникла необходимость создания организации, объединяющей строителей и выражающей их интересы во властных структурах. В 1992-1993 гг. шел процесс приватизации строительных трестов. Строители попали в первую волну обязательной приватизации. При этом сам переход от государственной к частной собственности в строительстве происходил тяжело, так как сопровождался распадом крупных трестов. Положение осложнилось резким уменьшением бюджетных инвестиций, особенно на жилищное строительство, ликвидацией Главков и Стройкомитета, партийных органов, т. е. всех тех органов, на которых держалась прежняя система управления строительством. При этом рыночных механизмов и конкуренции привлечения внебюджетных средств создано еще не было. Это привело к определенной раздробленности строительных организаций. Новым органом, сплотившим большую часть строительных организаций, стал "Союзпетрострой". Это - некоммерческая непроизводственная, общественная организация добровольно объединившихся предпринимательских организаций, первостепенной задачей которой стало выражение интересов организаций, работающих в ИСК региона в органах государственной власти и в некоторой степени влияние на нее. Создание "Союзпетростроя" обеспечило в некоторой степени замену среднего звена управления административно-командной экономики. В рыночной экономике данную нишу занимают общественные организации и корпоративные структуры. В 1999 г. число членов Союзпетростроя увеличилось на 36% по сравнению с началом 1999 г. За 1999 г. в Союз принято 69 предпринимательских организаций, а выбытие из Союза сократилось почти в 3 раза по сравнению с 1998 г. (в котором выбыло 24 организации). Это свидетельствует об определенной стабилизации Союза, росте его авторитета и влияния на состояние и развитие ИСК Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На сегодняшний день Союзпетрострой объединяет 227 предпрнимательских организаций самого различного профиля и организационно-правовых форм. За 5 лет существования число его членов возросло в 5,5 раза. В его состав входят такие крупнейшие компании Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как "Метрострой", "ЛенСпецСМУ", "ДСК-3", "Мостострой-6", "Балтийская Строительная Компания", "Севэнергострой", "Монолитстрой" и другие компании с многотысячными коллективами. Более четверти членов Союза – это предпринимательские организации, связанные с производством строительных материалов и конструкций. В Союз входят также ряд крупных банков: "Балтийский", "Гута-Банк", "Констанс-Банк", риэлтерские организации: "Итака", "Петербургская недвижимость", страховые организации: "Росгосстрах", "Ингосстрах-Санкт-Петербург", иностранные организации: "Сканска", "Оннинен", "Лахти" и еще 25 [28]. Таким образом, новейшая история развития системы управления ИСК показывает, что его субъект управления, с целью повышения его эффективности, постоянно изменяется. Однако сложившаяся к настоящему моменту структура управления, по мнению большого числа специалистов, не совсем удовлетворяет требованиям времени и требует совершенства. Анализ системы распределения предметов ведения между отраслевыми органами управления в структуре Администрации Санкт-Петербурга, занятыми в инвестиционно-строительной сфере (предметы ведения некоторых комитетов представлены в табл. 1.6 [47]), могут помочь сформулировать определенные принципы формирования системы управления ИСК региона (рис. 1.4) и дать некоторые рекомендации по повышению эффективности функционирования такой системы. Таблица 1.6 Предметы ведения органов управления в структуре Администрации Санкт-Петербурга, занятых в инвестиционно-строительной сфере
Рис. 1.4. Принципы формирования системы управления ИСК комплекса Петербургского региона В современных условиях система управления ИСК должна включать управление градостроительством, строительным комплексом города, жилищной политикой, содержанием жилищного фонда (рис. 1.5) [47].
Рис. 1.5. Возможный вариант управления ИСК Санкт-Петербурга В настоящее время нет обоснованных организационных форм, целей, задач и функций органов управления строительством с учетом новых экономических отношений. Наблюдается отрыв по функциям управления аппарата управления от объектов управления, деятельность которых почти не зависит от вышестоящих органов ввиду несовершенства правового и юридического регулирования, слабой организационно-нормативной базы [47]. С этим утверждением нельзя не согласиться. |