Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Организация, нормирование и .. | Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Орг .. | Прикладная статистика: Метод .. | Гончарук В.А.: Маркетинговое .. | Гончарук В.А. Маркетинговое .. |


Менеджмент организации: Основы менеджмента: Управление социально-экономическими системами (организациями)

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

3. Управление социально-экономическими системами (организациями)

Организация (от позднелат. organize сообщаю стройный вид, устраиваю)

 – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Основными составляющими любой организации являются: люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководств, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Миссия каждой компании определяется пятью элементами: история, существующие предпочтения владельцев и управляющих, рыночная среда, ресурсы, определенные деловые способности и возможности.

Конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей – отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность. Существует два типа: долгосрочные и краткосрочные. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в вопросах достижения. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ, наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Организационная структура регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. В рамках организационных структур протекает весь управленческий процесс, а, следовательно, и движение потоков информации, в котором участвуют менеджеры всех уровней.

Любая организация имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции. Внутренние переменные – это цели, структура, задачи, технология, люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие.

Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей, что обуславливает необходимость анализа внешней среды. К внешней среде организации относят поставщиков, конкурентов, покупателей, партнеров по бизнесу, государство и его структуры, культуру, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение.

Выделяют внешнюю среду прямого воздействия (поставщики, конкуренты, покупатели, партнеры по бизнесу, государство и его структуры) и внешнюю среду косвенного воздействия (культура, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение).

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Жизненный цикл организаций – определенная последовательность предсказуемых изменений состояний организации в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными (рис.3.1).

Рис.3.1. Основные этапы жизненного цикла организации

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

Процесс управления организациями представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации. Следует иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер, т.е. процесс менеджмента начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и заканчивается только с их исчезновением.

Процесс менеджмента можно рассматривать с двух точек зрения:
1) с содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность деятельности на каждом из этапов процесса управления;
2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации, происходящие в системе управления.

С содержательной точки зрения в процессе менеджмента можно выделить следующие этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ.

С информационной точки зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих этапов:
1) сбор первичной (начальной) информации;
2) ее регистрация, передача и сохранение на информационном носителе;
3) логическая и математическая обработка первичной информации, в результате чего получается синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа;
4) предоставление синтетической информации субъекту управления;
5) если субъект управления считает, что предоставленной информации достаточно для принятия управленческого решения, то осуществляется переход к пункту (6), в противном случае происходят сбор дополнительной первичной информации, ее регистрация, обработка и предоставление субъекту управления вновь полученной синтетической информации;
6) принятие субъектом управленческого решения;
7) документальное оформление решения;
8) архивизация документов;
9) доведение решения до исполнителей.

После этого исполнители совершают определенные действия, что ведет к изменению состояния управляемого и (или) управляющего объекта, обновлению первичной информации.

В условиях рыночной экономики успешность предприятий зависит от умения выжить, результативности, эффективности и производительности, конкурентоспособности организаций, которые определяются уровнем менеджмента. Конкуренция – ключевое понятие для любых наук, дисциплин, связанных с деятельностью социально-экономических систем. Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Это состязательность, соперничество, борьба юридических и физических лиц за покупателя, за выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" с рынка некачественных товаров и услуг.

В общем и целом необходимость управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность организаций.



Похожие по содержанию материалы:
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Проблемы организации и функционирования рын ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Рынок недвижимости как интегрированная категория ры ..
Орлов А.И. Эконометрика: Маркетинговые опросы потребителей ..
Орлов А.И. Менеджмент: Инновационный менеджмент ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Классификация затрат рабочего време ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Факторы, влияющие на выбор ти ..
Прикладная статистика: Метод моментов проверки гипотез ..
Гончарук В.А.: Маркетинговое консультирование: Предмет оптимизации: Сбыт ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Предмет оптимизации: Закупка ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Предмет оптимизации: Кадры ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Программа оптимизации и отчет консультанта ..
Оценка синергизма набора СЗХ - Основы менеджмента ..
Прикладная статистика: Метод проверки гипотез по совокупности малых выборок ..


Похожие документы из сходных разделов


Прикладная статистика: Шкалы измерения, инвариантные алгоритмы и средние величины

Часть 2. Основные проблемы прикладной статистики

2.1. Описание данных

2.1.3. Шкалы измерения, инвариантные алгоритмы и средние величины

Инвариантные алгоритмы и средние величины. Основное требование к алгоритмам анализа данных формулируется в теории измерений (см. главу 1.1) так: выводы, сделанные на основе данны .. читать далее


Менеджмент организации: Основы менеджмента: Методологические основы менеджмента

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

4. Методологические основы менеджмента

Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:
1)     получение, создание нового знания;
..
читать далее


Прикладная статистика: Вероятностные модели порождения нечисловых данных

Часть 2. Основные проблемы прикладной статистики

2.1. Описание данных

2.1.4. Вероятностные модели порождения нечисловых данных

Рассмотрим основные вероятностные модели порождения нечисловых данных. А именно, дихотомических данных, результатов парных сравнений, бинарных отношений, рангов, объектов общей природы. Обсудим раз .. читать далее