Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Гончарук В.А. Маркетинговое .. | Квалификационный справочник: .. | Юркова Т.И., Юрков С.В. Экон .. | Теория принятия решений: Мес .. | Прикладная статистика: Неуст .. |


Менеджмент организации: Основы менеджмента: Конфликтность в менеджменте

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

18. Конфликтность в менеджменте

Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Менеджер, согласно своей роли, находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй – это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. И, наконец, третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

Можно выделить пять уровней конфликтов в организации: внутри личности (связанные с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо» в человеке), между личностями (на профессионально-производственной, социальной и эмоциональной почве), внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида чувствовать себя агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым личностный конфликт.

Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.д.

Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, привлечение третьей силы, ведение игры и т.п.

Существуют следующие стратегии поведения в конфликте:
1) уход от взаимодействия;
2) сглаживание;
3) борьба;
4) сотрудничество и решение проблемы;
5) поиск компромисса.

Для разрешения организационных конфликтов широко используются так называемые структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. В группу этих методов входят:
– методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);
– методы, связанные с «разведением» частей организации – участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям, средствам и т.д.) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений);
– методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);
– методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т.п.);
– методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями).

Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.

Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.



Похожие по содержанию материалы:
Прикладная статистика: Одношаговые оценки ..
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Применение моделирования в инновацио ..
Гриненко С.В. Экономика недвижимости: Функции рынка недвижимости ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Вероятность события ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Разработка стратегий предприятия ..
Квалификационный справочник: Агент по закупкам ..
Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Учет стоимости основных средств ..
Теория принятия решений: Место статистики интервальных данных (СИД) среди методов описания неопредел ..
Прикладная статистика: Неустойчивость параметрических методов отбраковки выбросов ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Предмет оптимизации: Производство ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Предмет оптимизации: Финансово-экономическая служба ..
Теория принятия решений: Основные идеи асимптотической математической статистики интервальных данных ..
Теория принятия решений: Интервальные данные в задачах оценивания характеристик распределения ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Основы менеджмента: Факторы эффективности менеджмента

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

19. Факторы эффективности менеджмента

Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:
– по разработке продукции;
– организации;
– управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетвореннос ..
читать далее


Менеджмент организации: Основы менеджмента: Закономерности управления различными системами

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

2. Закономерности управления различными системами

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы) (рис.2.1).

читать далее


Прикладная статистика: Таблицы и выборочные характеристики

Часть 2. Основные проблемы прикладной статистики

2.1. Описание данных

2.1.2. Таблицы и выборочные характеристики

Исходные статистические данные могут быть достаточно обширными. В качестве примера приведем результаты экспертного опроса, проведенного Институтом высоких статистических технологий и эконометрики в 1994 г. (табл .. читать далее