Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Орлов А.И. Эконометрика: Мар .. | Орлов А.И. Менеджмент: Иннов .. | Организация, нормирование и .. | Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Орг .. | Прикладная статистика: Метод .. |


Менеджмент организации: Основы менеджмента: Руководство: власть и партнерство

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

16. Руководство: власть и партнерство

Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.

Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

Формы власти можно классифицировать так: 1) власть, опирающаяся на принуждение, обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного; 2) власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя; 3) экспертная власть строится на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность; 4) эталонная власть – власть примера основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать; 5) законная власть построена на вере исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, а долг исполнителя – подчиняться.

Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д.

Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Вместе с тем в любой организации подчиненные обладают властью над своими начальниками. Даже тюремные надзиратели в некоторой степени зависят от заключенных. Они допускают некоторые нарушения тюремных правил со стороны заключенных в обмен на более покорное поведение. Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных адекватное противодействие.

Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами.

Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).

Достоинства делегирования:
– освобождение времени менеджера;
– возможность менеджеру заняться более важной работой (например, стратегическими решениями);
– возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных;
– мотивация тех, кому осуществляется делегирование;
– средство развития искусств и навыков сотрудников;
– работа с кадровым резервом.

Недостатки делегирования:
– организация делегирования требует определенной затраты времени и усилий менеджера;
– имеется определенный риск;
– в организации может просто не быть людей с достаточными ресурсом времени и компетенцией.

Список действий при делегировании:
1. Выделить существенное во всем многообразии активностей.
2. Определить активности, подлежащие делегированию.
3. Оценить выгоды делегирования.
4. Идентифицировать личности, пригодные для делегирования.
5. Обсудить передаваемые активности.
6. Определить временные рамки и обеспечение делегирования.
7. Определить уровни ответственности при делегировании.
8. Обзор и оценка результатов делегирования.

Что надо и чего не надо делать для успешного делегирования.

Надо: планировать делегирование; обсуждать планируемое делегирование с соответствующими личностями; обязательно давать тем, кому делегированы полномочия, закончить эффективно выполняемую работу.

Не надо: оставлять людей в состоянии сомнения; включаться, диктовать ход работы, которая уже выполняется в порядке делегирования; делегировать все активности одним и тем же сотрудникам; применять методы кредитования при делегировании («потом посмотрим»).



Похожие по содержанию материалы:
Маркетинг: Менеджмент: Управление конфликтами, стрессами и изменениями ..
Теория принятия решений: Основы теории вероятностей ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Проблемы организации и функционирования рын ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Рынок недвижимости как интегрированная категория ры ..
Орлов А.И. Эконометрика: Маркетинговые опросы потребителей ..
Орлов А.И. Менеджмент: Инновационный менеджмент ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Классификация затрат рабочего време ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Факторы, влияющие на выбор ти ..
Прикладная статистика: Метод моментов проверки гипотез ..
Гончарук В.А.: Маркетинговое консультирование: Предмет оптимизации: Сбыт ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Предмет оптимизации: Закупка ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Предмет оптимизации: Кадры ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Программа оптимизации и отчет консультанта ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Основы менеджмента: Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

17. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера

Стиль управления – типичная манера и способ поведения менеджера. Существует несколько классификаций стилей менеджмента.

Стили могут классифицироваться по следующим критериям.

1. Критерий участия исполнителей в управлении:
- вторитарный (едино ..
читать далее


Менеджмент организации: Основы менеджмента: Конфликтность в менеджменте

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

18. Конфликтность в менеджменте

Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характ .. читать далее


Менеджмент организации: Основы менеджмента: Факторы эффективности менеджмента

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

19. Факторы эффективности менеджмента

Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:
– по разработке продукции;
– организации;
– управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетвореннос ..
читать далее