Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Менеджмент организации: Осно .. | Менеджмент организации: Осно .. | Квалификационный справочник: .. | Менеджмент организации: Осно .. | Прикладная статистика: Табли .. |


Печерский А.С. Управление ростом в крупных российских корпорациях: создаются ли в России «великие» компании?

Управление ростом в крупных российских корпорациях:
 создаются ли в России «великие» компании?
Тезисы выступления на конференции «Организация управления в крупной корпорации». 17 мая, Москва. Организатор: отдел конференций журнала "Эксперт".

Александр Сергеевич Печерский,
исполнительный директор
Исследовательско-консультационной фирмы «АЛЬТ»

Недавно на русский язык был переведен бестселлер по управлению – книга американца Джима Коллинза «От хорошего к великому». В книге опубликованы результаты исследования управления в 11 компаниях, доходность по акциям которых на протяжении 15 лет подряд была ниже или на уровне среднего по рынку, а затем на протяжении 15 лет превышали среднюю по рынку не менее, чем в три раза. Автор описывает, как управляются эти компании и какой философии придерживаются их руководители.

Идеи этой книги натолкнули нас на вопрос: а создаются ли в России великие компании? Мы попытались найти ответ на него, используя свой опыт консультационной практики и результаты исследования управления «Менеджмент роста», которое мы провели в 2001 году в успешных промышленных российских компаниях.

На протяжении последних лет руководители успешных компаний решали две ключевые управленческие задачи. Первая задача - создание эффективной системы оперативного управления – налаживание каналов сбыта, создание внутренней системы мотивации, внедрение процедур регулярного менеджмента, разделение функций менеджера и собственника и т.д. – в большинстве успешных компаний, в основном, решена. Что касается второй задачи  - определения долгосрочной стратегии и модели роста, то здесь дело обстоит иначе.

На наш взгляд, крупные российские корпорации пока находятся в стадии поиска своего места в этом мире и не сформулировали долгосрочную стратегию.

Коллинз в качестве одной из отличительных черт компаний, сумевших совершить переход от хорошего к великому, выделил «умение смотреть суровым фактам в лицо»

В чем же заключаются эти суровые факты для крупных российских компаний? На наш взгляд, их два.

Первый состоит в том, что в самое ближайшее время всем из них придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны транснациональных компаний.

Второй факт – почти все российские корпорации в десятки раз меньше своих глобальных конкурентов.

Для руководителей крупных российских компаний эти факты очевидны. Но умение смотреть суровым фактам в лицо подразумевает умение правильно их интерпретировать и делать выводы важные для стратегии своей компании.

Значение и следствия из этих фактов для компании зависит, в первую очередь, от того, как видят руководители будущее компании, ее долгосрочные цели.  Все компании, сумевшие осуществить переход «от хорошего к великому», формулируя долгосрочные цели и стратегию, задавались вопросом: «Что мы можем делать лучше всех в мире?».  В российских корпорациях такой вопрос практически не ставится. Большинство компаний формулируют задачи в рамках лидерства на национальном рынке. Иногда формулировка несколько меняется и звучит «На каком рынке мы можем войти в тройку или пятерку мировых лидеров?» - но, не более того. 

Мы полагаем, что успешно удерживать лидерство на национальном рынке в долгосрочной перспективе возможно только в том случае, если наши компании будут делать что-то лучше глобальных компаний. С другой стороны, если компания научится делать что-то лучше них здесь, то, вероятнее всего, она сможет успешно с ними конкурировать на их территории – за пределами российского рынка.

Отсюда следует, что вопрос «Что мы можем делать лучше всех в мире?» вполне правомерен и для российских корпораций, которые хотят стать великими. Более того, на наш взгляд, такой вопрос не только можно, но и нужно задавать, ведь основное конкурентное преимущество наших компаний – низкая цена – быстро исчезает и времени на то, чтобы сделать выбор остается все меньше.

Постановка задачи «научиться делать лучше всех в мире» может существенно изменить понимание и интерпретацию «суровых фактов». Крупные корпорации в России сильно и несвязанно диверсифицированы. Чтобы сделать хотя бы один из бизнесов глобально конкурентоспособным, необходимы огромные инвестиционные и управленческие ресурсы, сопоставимые с ресурсами транснациональных компаний. Но российские корпорации в десятки раз меньше своих конкурентов. Следовательно, инвестиционных ресурсов у них тоже в десятки раз меньше. При этом катастрофически недостающие инвестиционные ресурсы распределяются между 3-4, а иногда и десятью несвязанными бизнесами. Отсюда следует, что наибольшие перспективы в глобальной конкуренции у наиболее сфокусированных корпораций, придерживающихся «нишевых» стратегий.

Пытаясь выстроить логику развития бизнеса, руководители российских компаний размышляют над тем, что в своей консультационной практике мы называем бизнес-моделью компании. Термин бизнес-модель довольно часто употребляется в последнее время и имеет множество трактований. В нашем понимании бизнес-модель – это сочетание ряда параметров, описывающих принципиальную схему построения бизнеса компании. Основные параметры, описывающие бизнес-модель - цели компании, продуктово-рыночный портфель, система управления, схема взаимодействия с контрагентами и принципы организации производства. Принципиально важным в бизнес-модели являются не столько параметры сами по себе, сколько их взаимная увязка. Именно жесткая взаимосвязанность компонент друг с другом задает достаточно четкую логику всему бизнесу компании.

Вызов глобальной конкуренции существенно меняет не только продуктово-рыночную стратегию, но и все остальные элементы бизнес-модели. Осмелимся предположить, что большинству крупных промышленных корпораций предстоит жесткая технологическая реструктуризация, которая - вопреки устоявшейся традиции говорить о реструктуризации  - по сути, до сих пор не начиналась. Сосредоточить достаточное количество ресурсов на развитии ключевых умений удастся только случае коренной модернизации производства и оптимизации его структуры, в первую очередь, вспомогательных и заготовительных цехов.

В заключение хотелось бы сказать,  что вопрос о создании великих компаний в России остается открытым. На наш взгляд, потенциал и ресурсы у компаний для этого есть. Вопрос здесь упирается не только в долгосрочную конкурентоспособность, но и в амбиции компаний, волю и желание их руководителей создать «лучшие в мире, а не только в России, компании».

Надеемся, российским корпорациям удастся совершить «переход от хорошего к великому». Для этого, на наш взгляд, важно следующее:
· Захотеть стать великой компанией;
· Ответить на вопрос: «Что мы можем делать лучше всех в мире»;
· Трезво оценить свои стратегические позиции и выделить наиболее и наименее перспективные бизнесы;
· Сфокусировать все ресурсы и усилия только на перспективных бизнесах;
· Найти гармоничную бизнес-модель - привести в соответствие друг с другом все ее элементы.



Похожие по содержанию материалы:
Галасюк В.. Галасюк В. Эффект «G-Гиперболизма» или как сравнивать несравнимое ..
Квалификационный справочник: Секретарь-стенографистка ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 19. Финансовый капитал и финансовая олигархия ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Типология предприятий ..
Менеджмент организации: Основы менеджмента: Организационные отношения в системе менеджмента. Формы о ..
Менеджмент организации: Основы менеджмента: Регулирование и контроль в системе менеджмента ..
Квалификационный справочник: Экономист по труду ..
Менеджмент организации: Основы менеджмента: Конфликтность в менеджменте ..
Прикладная статистика: Таблицы и выборочные характеристики ..
Менеджмент организации: Основы менеджмента: Методологические основы менеджмента ..


Похожие документы из сходных разделов


Орлов А.И. Эконометрика: Основные идеи технологии сценарных экспертных прогнозов

Глава 14. Эконометрика прогнозирования и риска

14.2. Основные идеи технологии сценарных экспертных прогнозов

Как уже отмечалось в пункте 14.1, социально-экономическое прогнозирование, как и любое прогнозирование вообще, может быть успешным лишь при некоторой стабильности условий. Однако решения органов власти, отдельных лиц, иные события меняют условия, и с .. читать далее


Основные этапы интернационализации бизнеса - Основы менеджмента

16. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ БИЗНЕСА

Логическая структура раздела


читать далее
Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса - Основы менеджмента

16. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ БИЗНЕСА

16.2. Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса

Выбор оптимальной формы интернационализации зависит от значительного числа факторов, определяющих стратегию фирмы по выбору продукта, технологии его изготовления, маркетингу, размещению производства. Поэтому предварительно должны быт .. читать далее