Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА 15.1. Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов Различают при сопоставлении с жизненным циклом продукта (а, следовательно, и СЗХ) три типа технологии: В зависимости от типа технологии в разных фазах жизненного цикла продукта определяются критические сферы управления фирмой, а также меняется роль сферы НИОКР. Это иллюстрировано таблицей 15.1. Таблица 15.1 Роль сфер управления фирмой при различных типах технологии Общее руководство фирмы и работники сферы НИОКР при естественно общих целях в стратегии фирмы, тем не менее, могут иметь свои групповые цели. Положение может осложниться, если фирма предполагает использовать результаты НИОКР, выполненные в других учреждениях. При этом могут возникнуть информационные, семантические разрывы и разрывы в понимании "цели - затраты". В результате этого возможны 4 ситуации (рис.54). Рис. 54. Варианты результатов возможных оценок дохода и эффективности новой продукции Поэтому при переговорах по результатам НИОКР предпринимателю важно четко поставить следующие вопросы: Лучше всего составить совместную записку по схеме: Если оформляется лицензия на продажу, то отчисления составляют обычно 5% от объема продаж за период лицензирования. Аргументы за лицензирование: Аргументы против: При решении вопросов о коммерческом использование результатов НИОКР следует учесть такие соотношения между технологией и фазой развития рынка фирмы (рис. 55). Рис. 55. Соотношения двух фаз развития технологии и рынка Оценка основных технологических факторов, влияющих на КСФ производится по табл. 15.2. Таблица 15.2 Оценка частных факторов КСФ в области НИОКР
Интенсивность отдельных факторов, определяющих техническую политику фирмы, оценивается в баллах (от 0 до 5). В графе "Важность" указывается в этих же баллах значение данного фактора для бизнеса фирмы. Заполнение графы "Разрыв" и "Приоритеты в действиях" дают информацию для стратегических действий фирмы в среде НИОКР. На схеме рис. 56 показано общее влияние технологии, социально-политических групп, возможностей и действий фирмы на ее конкурентный успех. Мы видим, что наличие потребности на рынке в продукте и технологии для этого производства создает технологически обоснованную позицию. Соединение этих факторов с экономическими возможностями покупателей дает виртуальную экономическую позицию (без учета возможной конкуренции). И только учет действий покупателей на рынке, конкурентов, государства, социально - политических групп, а также возможности фирмы и стратегия их использования создают позицию конкурентного успеха фирмы в производстве и коммерческой реализации товара. Рис. 56. Схема формирования позиции конкурентного успеха фирмы |