18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО
18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом
Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом должен охватывать три основных направления:
- анализ целей,
- анализ ограничений,
- анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма.
Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать основные группы, действующие в «поле» фирмы и их интересы (табл. 18.1).
Таблица 18.1
Основные группы, влияющие на фирму
Группа | Ожидаемые от фирмы результаты деятельности |
Общество в целом | Экономический рост Поступления от налогов Уравнивание власти Уравнивание доходов Сохранение окружающей среды Сохранение природных ресурсов |
Местная община | Ее благосостояние |
Держателей акций | Рост стоимости акций |
Кредиторы | Рост доходов Стабильность доходов |
Потребители | Справедливые цены Обеспеченность выбора Удовлетворение потребностей |
Окончание табл. 18.1
Группа | Ожидаемые от фирмы результаты деятельности |
Менеджеры | Рост доходов Профессиональный интерес |
Работники наемного труда | Занятость, уровень оплаты, досуг Условия труда, удовлетворение от работы |
Поскольку интересы групп, действующих в «поле сил» фирмы, могут быть и противоположными, и совпадающими, и нейтральными, то необходим анализ такого поля определения возможных коалиций и выбор предпочтительной стратегии (табл.18.2).
Таблица 18.2
Баланс «поля сил» для типичной американской практики
Группы-оппоненты Группы, выдвигающие предложения | Менед-жеры | Лица наемного труда | Проф-союзы | Держатели акций | Местные органы власти | Правительство | Коалиция |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | За | Против |
Менеджер | + | + - | - - - | + + + | - | - - - | 1, 4, 2 | 2, 3, 5, 6 |
Лица наемного труда | + - | + | + + | 0 | 0 | + + + | 2, 3, 6 | |
Профсоюзы | - - | + + | + + + | 0 | 0 | + + | 2, 3, 6, 5 | 1, 4 |
Держатели акций | + + | - | - - - | + | 0 | - - - | 1, 4 | 2, 5, 6 |
Местные органы власти | + - | + + | 0 | 0 | + + | + + | 1, 2, 3, 5, 6 | |
Правительство | - - - | + | + + | 0 | + | + + + | 2, 3, 5, 6 | 1, 4 |
Примечание: количество одноименных знаков означает относительную силу давления.
Таким образом, разработку стратегии фирмы по отношению к обществу, согласованную по интересам, можно представить в соответствии с рис. 61. Можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется в коммерческо-социально-политическую стратегию. Соответственно фирмам и их руководителям необходимо:
- осуществлять идеологическую переориентацию на действия в социальной среде;
- расширять систему информации на социально - политическую область;
- учиться понимать политические процессы и политическое поведение;
- создавать инфраструктуру для политических действий;
- учитывать социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений;
- соответствующим образом отражать все это в структуре управления фирмой.
Рис. 61. Выбор предпочтительной стратегии
Хотя среди целей получение прибыли имеет ключевое значение, однако приоритеты целей могут определяться и уровнем прибыльности фирмы (рис. 62).
Рис. 62. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности