Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Организация управления предприятием (фирмой)
14.1. Типовые организационные структуры управления предприятием (фирмой) Любая производственная система (предприятие, фирма, НИИ, концерн и т.д.) состоит из производственных и управленческих подразделений и должностных лиц. Между ними существуют организационные, экономические, социальные, психологические отношения. Упорядоченная совокупность этих подразделений и организационных отношений между ними называется организационной структурой управления. Это форма разделения труда по управлению предприятием. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенных функций управления или работ. При этом должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение функций и достижение поставленной цели. Рис. 14.1. Функциональная структура производственной фирмы Упорядоченная совокупность функций и их взаимосвязь для выполнения целей фирмы составляют функциональную структуру предприятия. Укрупненная функциональная структура производственного предприятия представлена на рис. 14.1. Функциональная структура предприятия зависит от особенностей производственного процесса и совершенно не зависит от размеров фирмы. В малых предприятиях функции могут объединяться (и в предельном случае могут быть возложены на одного или нескольких человек), в крупных дифференцируются. На основе функциональной структуры строится производственная структура предприятия, то есть, конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия в зависимости от типа производства и выбранной организации производства (по технологическому или предметно-замкнутому принципу) и размеров предприятия. Производственная структура предприятия была подробна рассмотрена в теме 7, а структуры вспомогательных и обслуживающих подразделений — в теме 8. Таким образом, функциональная структура предприятия является базой для разработки производственной структуры, на основе которой создается организационная структура управления с учетом выбранной системы: Виды организационных структур управления, их особенности, достоинства и недостатки подробно рассмотрены ранее в теме 3. В промышленном производстве наиболее широкое распространение получила линейно-функциональная организационная структура управления. Линейные руководители при ней являются единоначальниками и полностью отвечают за работу подразделения (директор, зам. директора по производству, начальник цеха, начальник участка, старший мастер, мастер, бригадир). Функциональные руководители (главный инженер, главный экономист, главный бухгалтер и т.д.) составляют штаб директора и руководят функциональными службами (ОГК, ОГМ, ОГЭ и т.д.). Типовые организационные структуры управления предприятия (фирмы) и НИИ приведены на рис 14.2 и 14.3. В указанных структурах руководство показано только на уровне исполнительных органов, а высшее руководство (совет директоров, наблюдательный совет и т.д.) не показаны, так как зависят от организационно-правовой формы предприятия. Рис. 14.2. Организационная структура управления предприятием (фирмой) Принятые сокращения на рис. 14.2.
Принятые сокращения: Рис. 14.3. Организационная структура управления НИИ 14.2. Положения о подразделениях предприятия и должностные инструкции Во многом эффективность управления фирмой зависит от четкого разграничения компетентности отдельных служб (подразделений) управления, их ответственности и обеспечения в них нормальных рабочих взаимоотношений. Поэтому скелет управления — его организационная структура должен обрастать "мускулатурой управления". Этому способствуют следующие нормативные документы: - положения об отделах и службах; Сложилась следующая структура положения об отделе (службе): - общие положения; Первичным элементом структуры управления является служебная должность. Должностные инструкции обеспечивают четкое разграничение обязанностей и прав между сотрудниками фирмы. Они содержат: - общую часть; Обычно должностная инструкция является основой аттестации сотрудника по результатам его деятельности. 14.3. Совет фирмы (АО), его функции и практическая деятельность В мировой практике управления акционерной компании присутствует, как правило, своеобразный надстроечный орган управления (надстройка над исполнительными органами — президентом, вице-президентом) — совет фирмы (наблюдательный совет, совет директоров). Уже во время поиска вкладчиков наипервейшим делом является создание такого совета директоров. Считается, что важны все четыре составляющих успеха бизнеса: - хороший состав управленцев; Функции такого совета: А. Соблюдение интересов вкладчиков: - работать на благо вкладчиков и контролировать для них программы компании; Б. Финансовое управление и контроль: - рассматривать и принимать финансовые программы; В. Общие направления и планы: - проверять исполнительскую дисциплину; Г. Организация работы с кадрами: - следить за изменениями в оргструктуре; Д. Оперативный контроль: - одобрять действующий бюджет и рассматривать прогнозы по его выполнению на каждом заседании; Е. Разное: - определять политику окладов, пенсий, премий; Заседание совета собирается ежемесячно в первый год, дважды в квартал во второй год существования фирмы и далее ежеквартально. Перечень рекомендаций членам Совета: - никогда не работайте без бизнес-плана, годового бюджета и прогнозов; Советы президенту: - никогда не начинайте год, не имея бюджета; Роль долгосрочного плана, бюджета и прогноза в работе Совета Долгосрочный план на 3—5 лет принимается, по крайней мере, за три месяца до начала периода. Рекомендуемое содержание: - доклад по развитию относительно предыдущего плана; Бюджет — ежегодный контракт между президентом и Советом. Он включает: - доходы и расходы (помесячно); Прогноз готовится специальным менеджером на месяц по реальному выполнению бюджета. Он начинается с прогноза сбыта. Обычно составляется на следующие четыре квартала: - по продажам; Президент составляет сводный прогноз для Совета по форме табл. 14.1. Таблица 14.1 Форма сводного отчета и прогноза для Совета
Ритм менеджмента Долгосрочный план, бюджет, прогноз, а также общий деловой календарь обеспечивают согласованную работу менеджера — сотрудничество между Советом и президентом определяет большинство из функций менеджера на уровнях ниже президентского. Типовая повестка заседания Совета: - обзор накопившегося; Доклад президента содержит: - текущие прогнозы; Ограничения прерогатив президента: - бюджет представляется Совету ежеквартально; Индикаторы неблагополучия в работе президента и АО (для Совета): - президент допускает отсутствие прогноза; Минимум информации для президента: - план-график работ; 14.4. Реакция фирмы на изменчивость внешней среды и предпочтительная структура управления Применение той или иной организационной структуры управления определяется целым рядом факторов: - цели фирмы; Наиболее определяющими факторами является характер и уровень изменчивости внешней и внутренней сред фирмы и специфика ее деятельности (завод, НИИ, торговая организация и т.д.) Реакция — это качество и типы поведения, обусловленные потенциалом фирмы. Реакции на изменчивость внешней среды различны, но обобщенно можно представить их в четырех типах, что, конечно, определяется характером действий и психологией общего руководства фирмы: - производственная; Сравнение характера управления при этих типах реакций приведены в таблице 14.2. Таблица 14.2 Характеристики основных реакций фирмы
Из таблицы мы видим, что для каждого типа реакции имеется предпочтительная организационная структура управления. Однако следует учесть, что такая классификация реакций достаточно груба, а организационные структуры управления каждой фирмы должны учитывать ее конкретные особенности. Для выбора предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмой разработан специальный алгоритм. Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмой Наиболее типичной ситуацией бизнеса в настоящее время является диверсифицированная компания (компания с несколькими или многими стратегическими зонами хозяйствования, СЗХ). В связи с тем, что каждая СЗХ может находиться в уникальных условиях изменчивости внешней среды (т.е. бизнес в СЗХ определяется разными индексами нестабильности), возникает проблема определения предпочтительной структуры управления такой диверсифицированной компанией. Для ее определения используется средневзвешенная величина индекса нестабильности для бизнеса фирмы. В качестве весов выступают произведения удельного веса СЗХ в общем объеме прибыли фирмы на показатель интенсивности конкуренции в СЗХ (например, в баллах от 0 до 10: 0 соответствует отсутствию конкуренции, а 10 — ее максимальной жесткости). Для расчета средневзвешенного значения индекса нестабильности фирмы составляется вспомогательная таблица 14.3. Таблица 14.3 Данные для расчета средневзвешенного индекса нестабильности
Во второй столбец таблицы выписываются СЗХ, сгруппированные по диапазонам индексов нестабильности. В третий и четвертый столбцы выписываются доля прибыли и показатель интенсивности конкуренции для каждой СЗХ. В пятом столбце содержится произведение данных двух предыдущих столбцов. Расчет средневзвешенного значения индекса нестабильности производится по известной формуле: , где i — текущий номер СЗХ; Средневзвешенный индекс нестабильности определяет и предпочтительную структуру управления (см. табл. 14.4.). Таблица 14.4 Предпочтительные организационные структуры управления
14.5. Основные виды и области применения АСУ на предприятии АСУП — человеко-машинная система управления производством. Применение АСУП обеспечивает оптимальные решения в многовариантных ситуациях сложной производственной обстановки, быструю и экономичную информацию и ее движение и представление. АСУ подразделяется: - на организационно-экономические; Организационно-экономические АСУП могут быть: - информационно-справочными; Обычно АСУП состоит из функциональных подсистем управления: - трудовыми ресурсами; В настоящее время трудно назвать структурное подразделение, где бы не применялась (или не планировалась бы к применению) АСУП. Фрагменты примерного перечня задач, решаемых в основных подсистемах АСУП, приведены на рис. 14.4. Рис. 14.4. Примерный перечень задач, решаемых в основных подсистемах АСУП (Фрагмент) Использование АСУП в корне меняет организацию управления производством. Практически требуется перестройка всего управления и документооборота предприятия. Достаточно отметить, что на среднем предприятии приборостроения используется около двух тысяч наименований документов с годовой тиражностью до 3 млн. бланков. Только из цеха основного производства в подразделения управления предприятием поступает 17 потоков информации: - в бухгалтерию — 9; Организационно на предприятии АСУП реализуется отделом АСУП (ОАСУП) и ИВЦ (информационно-вычислительным центром). Отдел АСУП занимается разработкой и внедрением систем АСУП, а также руководит созданием локальных и общей компьютерных систем. ИВЦ решает задачи оперативного обслуживания АСУП. В связи с этим происходит перераспределение обязанностей подразделений управления. Для примера на рис 14.5 приведена схема взаимодействия ИВЦ и служб предприятия в АСУП по организационной подготовке производства (ОПП). Рис. 14.5. Схема взаимодействия ИВЦ и служб предприятия в АСУП по ОПП Реализация АСУП и особенно ее предельного варианта в гибких интегрированных производствах (ГИП) требует соответствующей организационной структуры управления. Увеличение гибкости ведет к отказу от традиционного иерархического управления, решающего возникающие вопросы последовательно. При параллельном выполнении различных этапов управления, свойственном АСУП и особенно ГИП, централизованная система управления практически уничтожает гибкость. Сама параллельность требует широкого развития горизонтальных связей, то есть перехода к матричным структурам управления. При ограниченности времени на выработку решения в условиях неопределенности внутренней и внешней среды производства подготовка управленческого решения начинается на самом низком уровне. Передача решения на более высокий уровень должна происходить лишь в случае изменения параметров процесса, за которые этот уровень ответственен. Матричная структура связей ослабляет строго функциональную систему управления, требует более широкой инициативы персонала. Основными методами управления становятся коллективное и децентрализованное принятие решения на основе обмена директивной и проблемно-ориентированной информацией через банки данных общего пользования. |