Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Квалификационный справочник: .. | Захаров К.Ю. Интеграция росс .. | Деловое общение:Формы делово .. | Деловое общение:Формы делово .. | Квалификационный справочник: .. |


Орлов А.И. Основы теории принятия решений: Введение. Пример задачи принятия решения

1. Введение. Пример задачи принятия решения

Совет директоров фирмы "Русские автомобили" должен принять важное решение. Какой образец запускать в серию - маленького верткого "Алешу" или представительного "Добрыню"? Отличаются эти типы автомобилей прежде всего расходом бензина на 100 км пробега - "Добрыня" больше, тяжелее, а потому и бензина ему надо больше, чем "Алеше". Зато "Добрыня" гораздо солиднее и вместительнее. При дешевом бензине потребители предпочтут "Добрыню", при дорогом - "Алешу".

Итак, каждый из двух вариантов решения имеет плюсы и минусы. Для принятия решения явно не хватает следующей количественной информации:

- насколько вероятна к моменту выхода продукции на рынок низкая цена бензина и насколько - высокая;

- каковы будут финансовые результаты  работы фирмы при различных вариантах сочетания  цены бензина и типа выпускаемого автомобиля (а таких сочетаний четыре: низкая цена бензина - автомобиль "Алеша", низкая цена бензина - автомобиль "Добрыня", высокая цена бензина - автомобиль "Алеша", высокая цена бензина - автомобиль "Добрыня") 

На эти вопросы генеральный директор фирмы заранее поручил ответить соответствующим специалистам. Перед началом  заседания члены Совета директоров получают нужные для принятия решения количественные данные, сведенные в табл.1.

Табл.1. Прибыль фирмы "Русские автомобили"

при выпуске автомобилей двух типов (млн. руб.)

Цена бензина

Автомобиль "Алеша"

Автомобиль "Добрыня"

Низкая (60 %)

750

 1000

Высокая (40 %)

500

200

На заседании Совета директоров началась дискуссия.

- Полагаю, надо получить максимум в самом плохом случае, - сказал осторожный Воробьев. - А хуже всего будет при высокой  цене бензина, прибыль фирмы по сравнению со случаем низкой его цены уменьшается при любом нашем решении. Выпуская "Алешу", заработаем 500 миллионов, а "Добрыню" - 200 миллионов. Значит, надо выпускать "Алешу" - и как минимум 500 миллионов нам обеспечены.

- Нельзя быть таким пессимистом, - заявил горячий Лебедев. - Скорее всего, цена бензина будет низкой (за это - 60 шансов из 100), а высокой -   лишь как исключение. Надо быть оптимистами - исходить из того, что все пойдет, как мы хотим, цена бензина будет низкой. Тогда, выпуская "Добрыню", получим миллиард в бюджет фирмы.

- На мой взгляд, и пессимист Воробьев, и оптимист Лебедев обсуждают крайние случаи - самую худшую ситуацию и самую лучшую. А надо подходить системно, обсудить ситуацию со всех сторон, учесть обе возможности, - начал свое выступление обстоятельный Чибисов, когда-то изучавший  теорию вероятностей. - Рассмотрим сначала первый вариант - выпуск "Алеши". Мы получим 750 миллионов в 60% случаев (при низкой цене бензина) и 500 миллионов в 40% случаев (при высокой его цене), значит, в среднем 750 х 0,6 + 500 х 0,4 = 450 + 200 = 650 миллионов. А для   варианта "Добрыни" аналогичный расчет дает 1000 х 0,6 + 200 х 0,4 = 600 + 80 = 680 миллионов, т.е. больше.  Значит надо выпускать "Добрыню".

- Предыдущий оратор рассуждает так, как будто мы будем выбирать тип автомобиля на каждом заседании Совета директоров,   да и все данные в табл.1 лет сто не изменятся, - вступил в дискуссию экономист Куликов. - Но нам предстоит принять решение только один раз, и сделать это надо так, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях. Если мы решим выпускать "Добрыню",  а к моменту выхода на рынок цена бензина окажется высокой, то получим 200 миллионов вместо 500 миллионов при решении, соответствующем будущей цене бензина. Значит, упущенная выгода составит 500 - 200 = 300 миллионов. При выпуске "Алеши" в случае низкой цены бензина упущенная выгода составит 1000 - 750 = 250 миллионов, т.е. будет меньше. Значит, надо выпускать "Алешу". 

- Подведем итоги, - сказал председательствующий Медведев. - Выступили четверо, каждый привел убедительные доводы в пользу того или иного решения, каждый исходил из той или иной теоретической концепции. При этом за выпуск "Алеши" выступили Воробьев и Куликов, а за выпуск "Добрыни" - Лебедев и Чибисов. Будем голосовать.

Результаты голосования - 15 членов Совета директоров за выпуск "Добрыни", 8 (в основном более осторожные представители старшего поколения) - за выпуск "Алеши". Большинством голосов решение принято - фирмы "Русские автомобили" будет выпускать "Добрыню" (см. также главу 8 книги [1]).



Похожие по содержанию материалы:
Ивлев А. Г. Аутсорсинг организационного развития ..
Печерский А.С. Управление ростом в крупных российских корпорациях: создаются ли в России «великие» к ..
Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса - Основы менеджмента ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Технологическая подготовка производства (ТП ..
Квалификационный справочник: Экономист по договорной и претензионной работе ..
Захаров К.Ю. Интеграция российской компании ОАО"Челябинский завод "Теплоприбор" и евр ..
Деловое общение:Формы деловой коммуникации ..
Деловое общение:Формы деловой коммуникации ..
Квалификационный справочник: Техник-конструктор ..
Дука Б. Бюджетирование: где “спотыкаются” Ваши финансы ..
Пашутин С.Б. Оптимизация бизнес-процессов на лекарственном рынке с помощью Internet-технологий ..
Котунов Р.В. Обслуживание клиентов как конкурентное преимущество ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 18. Капитал-монополия (монополистический капитал) ..


Похожие документы из сходных разделов


Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Организация управления предприятием (фирмой)


Тема 14. Организация управления предприятием (фирмой)

14.1. Типовые организационные структуры управления предприятием (фирмой)

Любая производственная система (предприятие, фирма, НИИ, концерн и т.д.) состоит из производственных и управленческих подразделений и должностных лиц. Между ними существуют организационные, экономические, социальные, психологические отно .. читать далее


Федосеев А., Иванова Т. Консалтинг поставили на конвейер

Консалтинг поставили на конвейер

Алексей Федосеев,
директор консультационно-внедренческой фирмы "Инталев", www.intalev.ru
Иванова Татьяна,
менеджер по связям с общественностью "Инталев", www.intalev.ru
читать далее


Кошечкин С.А. Концепция риска инвестиционного  проекта

Из чего явно следует, что проект «А» менее рискован и его следует предпочесть проекту «В». Однако это не совсем так, поскольку окончательное решение об инвестировании будет зависеть от степени толерантности инвестора к риску, что наглядно можно представить кривой безразличия.

 Из рисунка 2 видно, что проекты «А» и «В» являются равноценными для инвестора, поскольку .. читать далее