Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Особенности международной де .. | Глобализация мировой экономи .. | Квалификационный справочник: .. | Акулов В.Б. Финансовый менед .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. |


Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Сущность стратегического менеджмента

3. Теория и практика современного стратегического менеджмента фирмы

3.1. Сущность стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы;
- проектирование ее организационной структуры;
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом “стратегия – структура – контроль”;
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии; структуры управления [20, 94, 108].

Взаимосвязь этих компонентов отражена на рис.3.

Рис.3. Содержание стратегического менеджмента (СЗХ – стратегические зоны хозяйствования, американский акроним SBU – Strategic Business Units)

Стратегический менеджмент начинается с определения миссии (назначения) и главных целей фирмы. Это устанавливает контекст, в пределах которого должна формироваться стратегия и определяться критерии ее пригодности. Миссия (назначение) устанавливает, зачем фирма существует и что она должна делать. Целью внешнего анализа является идентификация стратегических благоприятных возможностей и угроз. Внешнее окружение фирмы рассматривается на двух уровнях: отраслевое и более широкое макроокружение.

Целью внутреннего анализа является идентификация сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Это включает идентификацию количественных и качественных характеристик ресурсов организации в сферах производства, маркетинга, управления материалами, НИОКР, информационного обеспечения, финансов и т.д.

Стратегический выбор включает генерацию ряда стратегических альтернатив, соответствующих миссии и задачам фирмы, ее внутренним сильным и слабым сторонам, внешним благоприятным возможностям и альтернативам. Основой этого процесса обычно является SWOT–анализ. Для диверсифицированной фирмы проблемой является выбор оптимального набора СЗХ (создание оптимального портфеля СЗХ), для чего используются специальные процедуры (так называемая “матричная техника”). Оптимизация портфеля СЗХ связана с использованием стратегий входа на рынок и ухода из него.

Для реализации избранной стратегии фирма должна использовать подходящую организационную структуру и соответствующую систему организационного контроля.

Практически стратегия разрабатывается на четырех уровнях управления фирмой (см. табл. 3.1). Этот процесс схематично отображен на рис. 4.

Таблица 3.1

Основные уровни разработки стратегии фирмы

Уровень

Ответственные за разработку

(принятие решения)

Содержание разработки

Корпоративная стратегия

Исполнительный директор, ключевые вице-директоры (решение принимается/ пересматривается советом директоров)

 Создание и управление портфелем СЗХ

 Обеспечение синергизма СЗХ как конкурентного преимущества

 Определение инвестиционных приоритетов и управление ресурсами в наиболее привлекательных СЗХ

 Пересмотр/ревизия/унификация основных стратегических подходов шефов СЗХ

Стратегия СЗХ

Главный менеджер/шеф СЗХ (решения принимаются/ пересматриваются руководством фирмы)

 Определение действий и подходов для успешной конкуренции и в интересах получения конкурентных преимуществ.

 Формирование реакции на изменение внешних условий.

 Унификация стратегических инициатив ключевых функциональных служб.

 Действия по решению специфических проблем

Функциональная стратегия

Функциональные менеджеры (решения обычно принимаются /пересматриваются совместно с руководством СЗХ)

 Создание функциональных подходов поддержки стратегии бизнеса и достижения функциональных целей и функциональных стратегий в НИОКР, производстве, маркетинге, финансах, кадрах.

Пересмотр/ревизия/унификация основных подходов менеджеров более низкого уровня

Оперативная стратегия

Шефы полевых единиц/ менеджеры более низкого уровня, в том числе функциональные (решения, принимаются/ пересматриваются начальниками функциональных отделов)

Разработка более узких и специфических подходов и действий в поддержку функциональных и СЗХ стратегий и в интересах достижения целей полевых единиц и функциональных отделов

Рис.4. Потоки информации при формировании стратегии диверсифицированной фирмы



Похожие по содержанию материалы:
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка ..
Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Система прогнозирования и планирования деятельн ..
Квалификационный справочник: Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности ..
Орлов А.И. Эконометрика: Основные идеи технологии сценарных экспертных прогнозов ..
Особенности международной деятельности фирм в современных условиях - Основы менеджмента ..
Глобализация мировой экономики как этап интернационализации бизнеса - Основы менеджмента ..
Квалификационный справочник: Экономист по материально-техническому снабжению ..
Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: Подробнее об основных вопросах ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Организационная подготовка производства (ОП ..
Квалификационный справочник: Техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра ..
Зоткин А.Ю. Создание рекламных концепций и образов как часть стратегического управления маркетингом ..
Василевская С. В. Менеджмент качества как осознанная необходимость ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Линейно-функциональная, дивизиональная и матричная стр ..


Похожие документы из сходных разделов


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Характеристики знания как орудия в конкуренции
3. Знание как стратегический ресурс фирмы

3.1. Характеристики знания как орудия в конкуренции

Обладание доступом к важнейшему ресурсу -- возможный путь создания конкурентного преимущества фирмы. Однако конкуренты могут имитировать его и разработать методы замены этого ресурса.

Компании, которые обладают суперзнаниями, способны координировать использован .. читать далее


Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Проблемное поле, задачи, методы и алгоритмы стратегического управления инновационной деятельностью крупных (глобальных) компаний

3. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРУПНЫХ (ГЛОБАЛЬНЫХ)  КОМПАНИЙ

3.1. Проблемное поле, задачи, методы и алгоритмы стратегического управления инновационной деятельностью крупных (глобальных) компаний

В рамках настоящего исследова .. читать далее


Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Инвестиции


3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Исходное условие инвестирования капитала – получение в будущем экономической отдачи в виде денежных поступлений, достаточных для возмещения первоначально инвестированных затрат капитала, в течение срока осуществления инвестиционного проекта.

Чтобы судить о привлекательности любого инвестиционного проекта, следует ра .. читать далее