Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Оценка КСФ в области НИОКР - .. | Орлов А.И. Эконометрика: О н .. | Современный стратегический и .. | Квалификационный справочник: .. | Филиппчук О.М. Факторинг: кл .. |


Дашевская И. Менеджер по маркетингу: вакансия свободна …

SWOT анализ специалиста по маркетингу с позиции соискателя вакансии

Сильные стороны

Новизна специальности.
Творческая работа.
Руководящая работа.
Доступ к информационным ресурсам

Слабые стороны

Необходимо специальное образование.
Необходим широкий спектр знаний в разных областях.
Необходимо иметь опыт работы

Возможности

Работа на разных позициях.
Работа в разных отраслях.
Карьерный рост

Угрозы

Недоверие к маркетингу.
В случае сокращения штатов – административные позиции сокращаются в первую очередь

Маркетинговое образование

Вопрос о маркетинговом образовании – отдельная «песня». В Казахстане, в годах 96-97-ом, в некоторых Вузах на экономических факультетах бакалаврам начали предлагать специализацию «маркетинг». Статистика нам даёт данные по всем экономическим специальностям, тем не менее, можно сделать такой вывод: на период с 1998 по 2001 год всего закончило Вузы по экономическим специальностям 199 700 человек. Предположим, что из них в год 50-100 человек в год составляли специалисты по маркетингу. Учитывая то, что первый выпуск маркетологов состоялся в 2000-2001 году, имеем на 2003 год обученных маркетологов в стране – от 200 до 400-т человек. Плюс столько же специалистов из среды с высшим экономическим образованием и «вынужденных» маркетологов (имею в виду тех, кто по обстоятельствам был вынужден самостоятельно разбираться во всех хитросплетениях маркетинговой науки и научился основам маркетинга на собственном опыте).


График 1. Динамика поступления и окончания бакалавриата по экономическим дисциплинам (по количеству человек)
Источник информации: Статистический ежегодник Агентства РК по статистики за 2002 год

По данным того же Агентства по статистике, в Казахстане на 1 июля 2002 года (мной были выбраны следующие виды деятельности: строительство, торговля и ремонт, гостиницы и рестораны) существует 70 575 зарегистрированных юридически предприятий, не считая малых предприятий других форм собственности. Не сложно сделать такой подсчёт: примерно на 800 маркетологов приходится около 70 500 предприятий.

Теперь о самом процессе образования. Специалисты старой закалки (от 55-60  лет и старше) могут дать только базовые экономические знания. А молодых учёных-экономистов совсем мало (прошу простить мне постоянное обобщение: сейчас маркетинг ещё не выделен в отдельную науку, поэтому проще учителей по маркетингу считать экономистами). Обратившись к той же статистике, видим, что за весь период с 1998 по 2002 год аспирантов «от экономики», которые защитили диссертацию, всего 52 человека (13, 13, 14, 12 человек по годам соответственно).


График 2. Динамика поступления и окончания аспирантуры по экономическим дисциплинам (по количеству человек)
Источник информации: Статистический ежегодник Агентства РК по статистики за 2002 год

Что же касается учебных материалов, то в книжных магазинах я ни разу ещё не встречала книг по маркетингу, выпущенных казахстанским издательством (перепечатывание российских и зарубежных маркетологов – не в счёт). Правда, некоторые Вузы выпускают на своей базе методические пособия, а «продвинутые» преподаватели вводят в практику использование «кейсов» по местным предприятиям, однако, этого мало.

Конечно, можно сказать, что есть опытные западные преподаватели и за рубежом давно существуют школы по маркетингу, но таких специалистов не достаточно, это – раз, и «слишком далеки они от…» местного менталитета, это – два.

Но на самом деле, картина те так грустна: с 2000 года введено местное магистерское образование по маркетингу (несколько школ открыли у себя МВА по Маркетингу и PR), есть специалисты со смешенной программой обучения (частично они получают образование здесь, и частично – в западных школах).

Уровень квалификации маркетолога

Ещё одной немаловажной проблемой – и здесь идёт речь не только о специалистах по маркетингу – является определение уровня компетентности специалиста. Есть, например, повар высшего разряда, или бухгалтер 2 категории, а для сравнительно новых для нас специальностей, таких, как маркетолог или менеджер, у нас пока не разработана система оценки квалификации специалиста. Что, в свою очередь, мешает руководителю предприятия оценить уровень компетенции маркетолога. Когда, в своё время, я пыталась определить свой уровень компетенции, мне не удалось найти информации по определению квалификации маркетолога. Тогда я решила самостоятельно выделить некие критерии оценки и систематизировать информацию, которую мне удалось найти: речь идёт о должностной инструкции менеджера по маркетингу. Итак, представляю на ваш суд то, что у меня получилось.

Таблица 1. Уровни квалификации маркетолога

Надеюсь, данная таблица будет полезным инструментом в системе найма на работу специалиста по маркетингу. Что касается профессиональной сертификации специалистов по маркетингу – за рубежом уже существует такая система.  В частности, КАМ (Казахстанская Ассоциация Маркетинга) сейчас проявляет активный интерес к вопросу сертификации маркетологов и хочет с помощью зарубежных коллег внедрить эту систему в Казахстане.



Похожие по содержанию материалы:
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Проблемное поле, задачи, методы и ал ..
Орлов А.И. Основы теории принятия решений: Введение. Пример задачи принятия решения ..
Кошечкин С.А. Концепция риска инвестиционного  проекта ..
Комплексная оценка набора СЗХ - Основы менеджмента ..
Оценка КСФ в области НИОКР - Основы менеджмента ..
Орлов А.И. Эконометрика: О некоторых нерешенных вопросах эконометрики и прикладной статистики ..
Современный стратегический инновационный менеджмент - Основы менеджмента ..
Квалификационный справочник: Техник по труду ..
Филиппчук О.М. Факторинг: ключевой фактор развития бизнеса ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 15. Ссудный капитал и ссудный процент ..
Недосекин А., Овсянко А. Нечетко-множественный подход в маркетинговых исследованиях ..
Бизнес-план: планирование бизнеса и инвестиционный проект ..
Квалификационный справочник: Художник ..


Похожие документы из сходных разделов


Квалификационный справочник: Заведующий складом

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Заведующий складом

Должностные обязанности. Руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска необходимых .. читать далее


Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Экономическая единица

7. Элементарная единица (“атом”) организации

7.2. Экономическая единица (бизнес-процесс)

Экономическая единица (бизнес-процесс). Деятельность фирмы как экономический процесс. Дробление хозяйственной деятельности на экономические единицы, за каждой из которых стоит конкретный потребитель. Определение бизнес-процесса. Требования к бизнес-процессам. Границы .. читать далее


Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Вероятность и статистика нужны всем

1. Вероятность и статистика нужны всем

Теория вероятностей и математическая статистика – основа вероятностно-статистических методов обработки данных. А данные мы обрабатываем и анализируем прежде всего для принятия решений. Чтобы воспользоваться современным математическим аппаратом, необходимо рассматриваемые задачи выразить в терминах вероятностно-статис .. читать далее