Дашевская И. Менеджер по маркетингу: вакансия свободна …SWOT анализ специалиста по маркетингу с позиции соискателя вакансии
Маркетинговое образование Вопрос о маркетинговом образовании – отдельная «песня». В Казахстане, в годах 96-97-ом, в некоторых Вузах на экономических факультетах бакалаврам начали предлагать специализацию «маркетинг». Статистика нам даёт данные по всем экономическим специальностям, тем не менее, можно сделать такой вывод: на период с 1998 по 2001 год всего закончило Вузы по экономическим специальностям 199 700 человек. Предположим, что из них в год 50-100 человек в год составляли специалисты по маркетингу. Учитывая то, что первый выпуск маркетологов состоялся в 2000-2001 году, имеем на 2003 год обученных маркетологов в стране – от 200 до 400-т человек. Плюс столько же специалистов из среды с высшим экономическим образованием и «вынужденных» маркетологов (имею в виду тех, кто по обстоятельствам был вынужден самостоятельно разбираться во всех хитросплетениях маркетинговой науки и научился основам маркетинга на собственном опыте). По данным того же Агентства по статистике, в Казахстане на 1 июля 2002 года (мной были выбраны следующие виды деятельности: строительство, торговля и ремонт, гостиницы и рестораны) существует 70 575 зарегистрированных юридически предприятий, не считая малых предприятий других форм собственности. Не сложно сделать такой подсчёт: примерно на 800 маркетологов приходится около 70 500 предприятий. Теперь о самом процессе образования. Специалисты старой закалки (от 55-60 лет и старше) могут дать только базовые экономические знания. А молодых учёных-экономистов совсем мало (прошу простить мне постоянное обобщение: сейчас маркетинг ещё не выделен в отдельную науку, поэтому проще учителей по маркетингу считать экономистами). Обратившись к той же статистике, видим, что за весь период с 1998 по 2002 год аспирантов «от экономики», которые защитили диссертацию, всего 52 человека (13, 13, 14, 12 человек по годам соответственно). Что же касается учебных материалов, то в книжных магазинах я ни разу ещё не встречала книг по маркетингу, выпущенных казахстанским издательством (перепечатывание российских и зарубежных маркетологов – не в счёт). Правда, некоторые Вузы выпускают на своей базе методические пособия, а «продвинутые» преподаватели вводят в практику использование «кейсов» по местным предприятиям, однако, этого мало. Конечно, можно сказать, что есть опытные западные преподаватели и за рубежом давно существуют школы по маркетингу, но таких специалистов не достаточно, это – раз, и «слишком далеки они от…» местного менталитета, это – два. Но на самом деле, картина те так грустна: с 2000 года введено местное магистерское образование по маркетингу (несколько школ открыли у себя МВА по Маркетингу и PR), есть специалисты со смешенной программой обучения (частично они получают образование здесь, и частично – в западных школах). Уровень квалификации маркетолога Ещё одной немаловажной проблемой – и здесь идёт речь не только о специалистах по маркетингу – является определение уровня компетентности специалиста. Есть, например, повар высшего разряда, или бухгалтер 2 категории, а для сравнительно новых для нас специальностей, таких, как маркетолог или менеджер, у нас пока не разработана система оценки квалификации специалиста. Что, в свою очередь, мешает руководителю предприятия оценить уровень компетенции маркетолога. Когда, в своё время, я пыталась определить свой уровень компетенции, мне не удалось найти информации по определению квалификации маркетолога. Тогда я решила самостоятельно выделить некие критерии оценки и систематизировать информацию, которую мне удалось найти: речь идёт о должностной инструкции менеджера по маркетингу. Итак, представляю на ваш суд то, что у меня получилось. Таблица 1. Уровни квалификации маркетолога
Надеюсь, данная таблица будет полезным инструментом в системе найма на работу специалиста по маркетингу. Что касается профессиональной сертификации специалистов по маркетингу – за рубежом уже существует такая система. В частности, КАМ (Казахстанская Ассоциация Маркетинга) сейчас проявляет активный интерес к вопросу сертификации маркетологов и хочет с помощью зарубежных коллег внедрить эту систему в Казахстане. (C) |