Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Те .. | Акулов В.Б., Акулова О.В. Эк .. | Дашевская И. Рекламный винег .. | Казинский А. Среднесрочное п .. | Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Те .. |


Белов А. Стратегия реструктуризации: от "натуральной" диверсификации к специализированной конкурентоспособности

 

Стратегия реструктуризации: от "натуральной" диверсификации к специализированной конкурентоспособности

Белов Артем ,
Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"
http://www.altrc.ru
alt@altrc.ru


Несколько слов о стратегии и реструктуризации

Принципиально, говоря о реструктуризации, мы выделяем три ключевых смысловых блока, с которыми необходимо работать:
· Бизнес;
· Управление;
· Активы.

При этом, в зависимости от масштаба бизнеса компании, мы выделяем два уровня стратегии, на которых необходимо работать со смысловыми блоками:
· Корпоративная стратегия;
· Стратегия бизнес-уровня.

В случае, если компания не является широкодиверсифицированной и фактически управляет одним бизнесом, стратегия бизнес-уровня соответствует стратегии корпоративного уровня. Стратегию корпоративного уровня имеет смысл рассматривать в случае, если мы имеем дело с компаниями, имеющими широкий набор, зачастую несвязанных друг с другом бизнесов. Соответственно, говоря о стратегии реструктуризации, мы должны четко понимать, что на каждом из выделенных уровней – корпоративной стратегии и стратегии бизнес-уровня - компания сталкивается с разными проблемами и решает существенно отличающиеся задачи.

Реструктуризация на корпоративном уровне

1. Стратегия роста: куда и зачем расти?

· Последнее десятилетие рост российского бизнеса обеспечивался созданием крупных широкодиверсифицированных холдингов;
· Вопрос качественного роста до недавнего времени не поднимался;
· Исчерпание девальвационного эффекта кризиса 1998 года привело руководство компаний к мысли о необходимости качественного, а не количественного роста. Сейчас, на примере крупнейших российских компаний, мы наблюдаем эти изменения – компании всерьез принялись за процессы реструктуризации бизнеса и системы управления.

Для чего это делается:
· Создание компаний, способных к долгосрочному поступательному развитию, конкурентоспособных не только на замкнутом внутреннем рынке, но и способных конкурировать с мировыми лидерами на их территории;
· Выстраивание приоритетов, понимание собственного бизнеса и «места» под солнцем.

2. Проблемы и задачи реструктуризации российских конгломератов

Движущих мотивов реструктуризации российских конгломератов два:
· Широкая диверсификация, т.е. избыточное количество несвязанных бизнесов, и как следствие -
· Недостаток ресурсов для развития всех бизнесов: (инвестиционных и управленческих).

Можно выделить 5 ключевых задач реструктуризации на корпоративном уровне:
· Что такие бизнес и какое количество должно быть их у компании;
· Разделение бизнесов на основные и неосновные;

· Разработка стратегии основных бизнесов;
· Разработка стратегии по отношению к неосновным бизнесам;
· Система управления и взаимодействия «управляющая компании – бизнесы».

Принципиально важна позиция управляющей компании по отношению к собственным бизнесам:
· Позиция «финансовой компании»;
· Позиция «стратегического инвестора».

Важно понимать, что на массовых рынках российским компаниям будет словно конкурировать с ведущими мировыми компаниям, поэтому одной из ключевых стратегических задач является задача поиска собственной ниши, возможно относительно узкой, но в которой компания сможет быть лидером не только на внутреннем, но и мировом рынке.

Примеры из практики российских промышленных компаний.

Реструктуризация на бизнес-уровне

Задачи, решаемые на данном уровне, максимально приближены к реальной практике бизнеса и текущим задачам управления бизнесом.

1. Реструктуризация бизнеса

Проблемы:
· Потеря ценовой конкурентоспособности продукции и угроза потери российского рынка;
· Увеличение технологического отставания от ведущих мировых компаний;
· Снижение качества производимой продукции;
· Усиление конкуренции со стороны российских и зарубежных производителей;
· Ограниченные ресурсы развития бизнеса.

Задачи реструктуризации:
· Выявление и концентрация на ключевых компетенция бизнеса (возможно, не в основном продукте);
· Определение приоритетов, целей, продуктово-рыночного портфеля;
· Экономика и сокращение издержек: производство, логистика, управление.

2. Реструктуризация системы управления

Проблемы:
· Неэффективность существующей системы управления.

Задачи реструктуризации:
· Разработка системы управления, соответствующей долгосрочным целям развития бизнеса;
· Снижение издержек за счет оптимизации системы планирования: финансы и инвестиции, продажи, производство.
· Определение роли заводов в рамках бизнеса: дивизионы или производственные площадки.

3. Реструктуризация активов

Проблемы:
· Изношенность и моральное устаревание производственных мощностей;
· Недозагрузка производственных мощностей;
· Дублирующие производственные мощности на заводах, входящих в один бизнес.

Задачи (направления) реструктуризации
· Стратегия в отношении вспомогательных и заготовительных производств;
· Социальная сфера и заводская инфраструктура;
· Сокращение издержек.

Примеры из практики российских промышленных компаний.

В целом важно понимать, что
· Стратегия и, ответственно, реструктуризация на корпоративном и бизнес уровнях тесно взаимоувязаны;
· Стратегия диверсификации бизнеса в современных условиях не всегда является эффективной. Значительно больший эффект компании могут получить от реализации сфокусированной стратегии, в основе которой лежит понимание уникальных конкурентных преимуществ компании и понимания уникальных ниш, в которых компания может быть лидером не только на российском, но и мировом рынках;
· Компании, начинающие реструктуризацию, помимо результата в виде «оптимизированного» собственного бизнеса, становятся пионерами в формировании рынка аутсорсинга - выделяя непрофильные активы, они становятся «аутсорсерами» для других компаний, что может рассматриваться как независимый и весьма прибыльный бизнес;
· «Настоящая реструктуризация» российской промышленности еще впереди.

 



Похожие по содержанию материалы:
Филимошин П.М. Определение и учёт аффилированных лиц ..
Дашевская И. Фотография рынка: дёшево и сердито ..
Печерский А. Зачем мы нужны миру - пора сделать выбор ..
Дашевская И. Менеджер по маркетингу: вакансия свободна … ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Экономическая единица ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: Планы семинарских занятий ..
Дашевская И. Рекламный винегрет: размышления и советы менеджера по рекламе ..
Казинский А. Среднесрочное планирование. Цели. Реализация. Ограничения. ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Реинжениринг корпорации и революционная перестройка ее ..
Меньшиков А., Ярцева С. Новое «оружие» мерчандайзера, или мобильные P.O.S. стенды ..
Смолко И. Новый Консалтинг ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Принципы, виды, типы и формы ..
Прикладная статистика: Двухвыборочный критерий Вилкоксона ..


Похожие документы из сходных разделов


Идрисов А. Подготовка инвестиционного предложения

История компании должна быть связана с потребностями в финансировании, например: