Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Асаул А.Н., Карасев А.В. Эко .. | Орлов А.И. Математика случая .. | Орлов А.И. Математика случая .. | Орлов А.И. Менеджмент: Марке .. | Юркова Т.И., Юрков С.В. Экон .. |


Зоткин А.Ю. Синергизм – новая концепция культуры

Синергизм – новая концепция культуры

Алексей Юрьевич Зоткин,
Консультант по созданию
Рекламных концепций и образов,
Искусствовед ТСХ России
www: www.abz.msk.ru
e-mail: art@abz.msk.ru

Обратите внимание, сколько живёт в искусстве явление, обозначаемое понятием «Стиль»: ему отпущено 25-30 – максимум 40-50 лет. Так было на протяжении последних 400 лет. Правившая 400 лет до того готика уступила место быстро менявшемуся калейдоскопу концептуальных подходов к пространству, свету, цвету, звуку, слову...

В ХХ век человечество ступило под знаменами Его Величества Модерна – и разбрелось по тернистым дорожкам классической и новой стилистики. Под сводами новостройных романских замков раздавались звуки рок’н’ролла, в стенах невиданных доселе сооружений, рожденных безудержной фантазией последователей Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и Хюндертвассера – переливы цитолы и клавесина. Бароны скупали футуристические картины абстракционистов и авангардистов, а крестьяне вешали над комодами репродукции Рафаэля, Рембрандта и Сезанна. Воистину: «Всё смешалось в доме Облонских!»

Вот из этой-то всеядности и народился когда-то - на переломе века прошедшего – деточка-постмодернизм! Всеядный и всепоглощающий – по версии его провозвестников. Эклектика не просто вошла в моду – она по-настоящему поднялась в цене. Бессмысленное смешение стилей само стало стилем. И не просто стилем – основополагающей стилистикой. Тем, без чего невозможно представить себе современное творчество. Разбавим чистоту функционального стиля – маркетри среди контемпорари. Диковинный торшер посреди рококо. Легенда Тёмного Времени под рэп – на киноэкране. И ешьте меня с кашей! И едим... Культура вкушает культуру. Самоё себя с хвоста. Долго ли может так продолжаться? Нет – если помнить, что культура есть прогресс. А в самопоедании долговременного прогресса не обрящешь. Разве что расчистишь умственную почву для чего-то нового. Вот так это новое незаметно на рубеже веков и тысячелетий к нам и явилось.

Явилось сразу на нескольких уровнях.

Во-первых, как форма индивидуального сознания: работа сразу в нескольких, чтобы не сказать во многих, областях творческого раскрытия личности стала нормой для художника. Веб-дизайнер, фотограф, поэт и инсталлятор – один человек. И тем лучше, он так тонко, так разносторонне и необычно чувствует мир. Свободно переносит выразительные приемы из искусства в искусство. Дополняет и усиливает одно звено другим.

Во-вторых, общественное сознание воспринимает такое «поведение» художника не только адекватно, или одобрительно. Такой стиль творческой работы – единственно возможен. Он – парадигма общественного сознания: нет больше живописца, графика, классического пианиста или кантри-певца, в дизайне работают все мыслимые и немыслимые категории населения, включая детей, пенсионеров и домохозяек. А обществу и то правильно – кто понимает нужды домохозяйки лучше самой домохозяйки. И эта домохозяйка пишет, книгу не книгу, сценарий фильма – только совсем не фильма, а компьютерной игрушки с бесконечным сюжетом, новую манеру одеваться, выражаться, делать подарки и строить карьеру. Пишет новую жизнь. Жизнь, в которой можно быть разным – но обязательно похожим на одного из персонажей. Общество позволило кухарке править миром – и с умилением взирает на дело рук своих. Ну да Бог с ним, с суррогатом культуры, если такая позиция общества позволяет подлинному художнику раскрывать свои таланты ещё более ярко – недаром вновь обретает популярность подзабытая фраза: «Талантливый человек талантлив во всём!»

Вот и третье! Такая концепция культуры приносит пользу ей самой. Развитие искусства опять синтезировано концептуально и сфокусировано субъективно – в руках одного и того же человека власть над множеством объектов творчества. В то же время развились и окрепли за 100 лет синтетические виды творческой деятельности: кино, реклама. Да – они зависимы от бюджетов и потребностей, а разве древнейшее из синтетических искусств – театр: не зависел во все времена от меценатов? А художник или поэт, своим трудом хлеба не производящие? Современные синтетические искусства и деньги способны зарабатывать.

А главное – все перечисленное свидетельствует о рождении нового направления в искусстве.

Это направление: «синергизм» - взаимоусиление всех видов искусства за счет друг друга.

Каждое направление, каждый жанр и вид искусства не просто привносят что-то новое в сокровищницу мировой культуры, они, прежде всего, обогащают другие виды искусства – и сами обогащаются за их счёт! Переносятся подходы, стилистика материалы! От ремесленных приемов до способов полёта фантазии.

Эта реальность – сложившаяся на сегодняшний день ситуация. Глупо было бы отрицать очевидное, на фоне рассматриваемой нами феерии совмещения несовместимого – совмещения не эклектического, но синкретического, срастания субкультур; дифференциации профессиональной при полной всеохватности (заметьте, не «всеядности») творческой.

Реклама как искусство, как субкультура – вот ярчайший пример синергизма. Есть ли на Земле или во Вселенной что-либо, чего не коснулось бы дуновение рекламных ветров. Воистину: «Всё в этом мире продается и покупается. Только не всё – за деньги!»

Реклама – искусство синтетическое, мало того, связанное по рукам и ногам требованиями экономики (конечно, если это настоящая реклама, а не упражнения в самолюбовании). И, тем не менее, именно реклама особенно ярко демонстрирует нам возможности синергизма. Сбылась вековая мечта человечества, мечта о коллективном творчестве. О совместном созидании, которого раньше и представить себе было нельзя. Более того, о творчестве, несущем в себе не только «абстрактно-воспитательную», но и «конкретно-питательную» пользу.

Есть идея, генерируемая множеством людей; есть слова, которые эти люди придумывают, исходя из идеи; есть образ – создаваемый для слов на основе идеи; есть весёлый смех, когда эти люди оттачивают своё детище, придирчиво критикуя недостатки и пошлости; есть совместная продажа идеи рекламодателю.

Вот что такое синергизм в рекламе.

А о других искусствах – в других местах.

Искренне Ваш,
Алексей Юрьевич Зоткин



Похожие по содержанию материалы:
Ребрин Ю.И. Управление качеством: Основные понятия и определения ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Почему надо изучать национальные системы и ..
Гольдштейн Г.Я.,  Гуц А.Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений: Система упр ..
Управление персоналом: Организационный контекст управления персоналом ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Особенности и закономерности рынка недвижимости ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: События и множества ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Закон больших чисел ..
Орлов А.И. Менеджмент: Маркетинг ..
Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Основные средства, их структура и классификация ..
Теория принятия решений: Теория вероятностей и математическая статистика в принятии решений ..
Квалификационный справочник: Юрисконсульт ..
Теория принятия решений: Современное состояние прикладной статистики (типовые практические задачи и ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Связь знания – стратегия ..


Похожие документы из сходных разделов


Квалификационный справочник: Агент страховой

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Агент страховой

Должностные обязанности. Осуществляет операции по заключению договоров имущественного и личного страхования. Изучает региональные условия и спрос на определенные страховые услуги. Анализирует состав регионального контингента потенциальных к .. читать далее


Орлов А.И. Эконометрика: Различные виды рисков

Глава 14. Эконометрика прогнозирования и риска

14.3. Различные виды рисков

Будущее нам неизвестно. А потому неизвестны и будущие доходы и расходы, мы можем лишь прогнозировать их с той или иной степенью уверенности. Как описывать неопределенность будущего? Чем мы рискуем и что вообще понимать под "риском"? Как отражается неоп .. читать далее


Квалификационный справочник: Агент торговый

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Агент торговый

Должностные обязанности. Осуществляет ведение переговоров о заключении сделок купли-продажи, заключает сделки купли-продажи от своего имени или другого, представляемого им лица на основе договора, регулирующего отношения между ними. Совершае .. читать далее