Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Место и роль организации (фирмы) в обществе
2.1. Роль организации (фирмы) в современном обществе Понятие организации (фирмы) С точки зрения права, организация — самостоятельный хозяйствующий (ведущий ту или иную деятельность с целью реализации ее результатов на рынке) субъект, созданный в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. С точки зрения экономики, организация представляет собой (рис. 2.1): - хозяйственную единицу; Рис. 2.1. Модель организации Роль фирмы в современном обществе До середины XX в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях: - "Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества"; Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д. Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм. Например в США, фирмы контролируются по следующим направлениям: - технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды); В то же время фирма — "генератор богатства" общества (рис. 2.2): - генерирует товары и покупательную способность для их приобретения; Рис. 2.2. Роль фирмы в обществе (фирма — "генератор богатства")
В то же время видны многочисленные связи, и очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует. 2.2. Производственный процесс — основа деятельности фирмы Производственная деятельность в широком смысле — деятельность человека, коллектива людей, государства, направленная на создание новых материальных и иных ценностей. Общая системотехническая модель производственного процесса показана на рис. 2.3. Рис. 2.3. Модель производственного процесса Место производственного процесса в общей схеме воспроизводства отражено на рис. 2.4. Рис. 2.4. Роль производственного процесса в системе воспроизводства Как правило, современное промышленное производство очень сложно. Его особенности заключаются: - в комплексном характере необходимости учета экономических, технических, политических факторов; Конкретным содержанием управления производственной деятельностью являются, в частности: - выбор и обоснование производственной структуры предприятия, его производственной мощности, специализации цехов, организации участков, рабочих мест; 2.3. Внутренняя и внешняя среда организации (фирмы) и их взаимосвязь. Мировой рынок и его развитие Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка — две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней среды фирмы. Рис. 2.5. Внешняя среда фирмы Внешняя среда фирмы (рис. 2.5) выступает как нечто заданное. Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам: - производство; Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется схемой рис. 2.6. Рис. 2.6. Внутренняя среда фирмы Внешняя микросреда фирмы Упрощенно внешняя микросреда фирмы показана на рис. 2.7 как система ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей. Рис. 2.7. Внешняя микросреда фирмы Основные факторы внешней макросреды фирмы 1. Политическая обстановка (стабильность, нестабильность). 2. Экономическая обстановка: - состояние общей деловой активности (снижение, стагнация, подъем, стабильность); 3. Социальные факторы: - глубина расслоения общества; 4. Законодательство: - налоги; 5. Научно-технические факторы: - ускорение НТП; 6. Природные факторы: - доступность (дефицит) сырья; 7. Демографические факторы: 8. Факторы культурной среды: - культура; Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать. Из сказанного выше видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами: - особенностью производственного процесса; Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим. Основные тенденции развития мирового рынка В течение двадцатого столетия мировой рынок прошел ряд этапов развития. А. Эпоха массового производства (1900—1930). Этот период характерен ненасыщенностью рынка предметами массового спроса. Поэтому потребитель был готов приобретать такие товары по приемлемым ценам, не требуя их большого разнообразия. В этих условиях основная политика маркетинга — предложение стандартного продукта по наиболее низкой цене, а главная задача предпринимателя — усовершенствование массового производства с целью снижения его издержек. Еще одной характерной чертой рынка являлось практическое отсутствие политического и социального контроля со стороны общества за предпринимательской деятельностью. Характерно высказывание президента фирмы "Дженерал моторс" Д.М. Уилсона: "Что хорошо для "Дженерал моторс " — хорошо и для Соединенных Штатов". Б. Эпоха массового сбыта — индустриальная эпоха (1930—1950). После великой депрессии 1929—1930 гг. в США президентом стал Д.Ф. Рузвельт, провозгласивший "новый курс" в экономике. Его лозунгом являлось: "В каждом гараже — по автомобилю, в каждой кастрюле — по курице". Смысл курса состоял в изъятии у предпринимателей дополнительной части прибыли с целью распределения ее в порядке социальной помощи, способствуя тем самым увеличению совокупной покупательной способности. В результате спрос на основные продукты потребления был быстро удовлетворен и фирмы были вынуждены приспосабливаться к новой рыночной реальности — рынку покупателей. Все задачи фирмы надо было теперь рассматривать "извне" со стороны рынка (то есть должен был быть реализован маркетинговый подход). При этом возникла задача сбалансирования противоречивых интересов производства и сбыта. Насыщенность рынка товарами потребовала расширения и сферы НИОКР. В. Постиндустриальная эпоха (1950—1970). Наблюдается ускорение развития событий, возникают новые неизвестные ранее задачи бизнеса, технический прогресс изменяет и спрос, и предложение. Резко увеличиваются вложения в НИОКР, развиваются международные рынки, индустрия досуга, быстро меняется технология производства. Общество реагирует на загрязнение среды, монополизм, требует от фирм социальной ответственности. Основной задачей предпринимателя становится поставка на рынок товаров с принципиально новыми качествами. Только так становится возможным победить в конкуренции. Таким образом, конкуренция и, соответственно, маркетинговая политика строятся теперь на обеспечении качественных преимуществ товара. Г. Продолжение постиндустриальной эпохи (1970—1990). Возникают нефтяные кризисы, сильное влияние на рынок политической нестабильности, сказывается ограниченность мировых ресурсов. Все это усиливает нестабильность рынка и обостряет тенденции его развития, выявившиеся в предыдущие годы. Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы В целом такое влияние можно характеризовать диаграммой на рис. 2.8. Рис. 2.8. Основные тенденции развития мирового рынка в XX веке Мы видим, что основная тенденция развития мирового рынка состоит в непрерывном увеличении его изменчивости и нестабильности. Недаром в качестве некой обобщенной меры состояния рынка на диаграмме приведена шкала нестабильности в баллах, где большее количество баллов соответствует повышению уровня нестабильности. Эта шкала приведена здесь в связи с тем, что и сегодня ряд предприятий и отраслей могут работать в условиях относительной стабильности (газовая, нефтяная, лесная промышленность — индекс 2—2,5), а другие — в обстановке большой нестабильности (радиотехническая, автомобильная — соответствующий индекс 4—5). Таким образом, можно образно сказать, что одни фирмы работают сегодня в условиях 1930—1940 гг., а другие — 1990 гг. В целом временные привязки диаграммы характерны для экономики США. Для стран Западной Европы соответствующий сдвиг запаздывания равен примерно пяти годам. Наиболее существенной характеристикой мирового рынка, определяющей характер менеджмента фирм, является темп изменений во внешней среде в сравнении с реакцией фирмы. Если в начале века большинство фирм при наступлении изменений имело время на обдумывание, разработку и реализацию необходимых мероприятий в качестве реакции на изменения, то сейчас основная задача менеджмента состоит в том, чтобы предугадать эти изменения и подготовить загодя реакцию фирмы. 2.4. Организационно-правовые формы организации Организационно-правовые формы организации в соответствии с Гражданским кодексом РФ приведены на рис. 2.9. Рис. 2.9. Организационно-правовые формы организации Характеристика коммерческих организаций по основным признакам приведены в табл. 2.1. Таблица 2.1 Характеристика коммерческих организаций по основным признакам
|