Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Квалификационный справочник: .. | Квалификационный справочник: .. | Асаул А.Н. Феномен инвестици .. | Орлов И.А. Экспертные оценки .. | Квалификационный справочник: .. |


Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Естественная монополия - экономическая организация или форма общественного регулирования

5. Естественные монополии и их регулирование (организационный аспект)

5.1. Естественная монополия - экономическая организация или форма общественного (государственного) регулирования?

Естественная монополия - экономическая организация или форма общественного (государственного) регулирования?

Способы регулирования естественной монополии:

  • прямое государственное регулирование (возможности и границы),
  • торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях),
  • ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты)

Ответить на поставленный выше вопрос мы можем, только, рассмотрев как способы регулирования естественной монополии со стороны государства, так и формы экономической организации в рамках которых возможно решение ее (естественной монополии) проблем Следует заметить, что экономическая наука выделяет четыре варианта поведения государства по отношению к естественной монополии: 1) частная нерегулируемая монополия, 2) частная монополия, регулируемая государством, или прямое государственное регулирование,  3) непосредственная хозяйственная деятельность государства, 4) организационное решение - торги за франшизу (см.: Уильямсон О. И. Указ. соч. С. 517-518). Фактически в рамках данной работы мы не рассматриваем специально первый и третий варианты. Первый - потому, что в этом случае зримо преобладает вред такой монополии, она становится разрушительной для общества. Третий - в силу сложившейся в России ситуации, связанной с приватизацией такого рода предприятий. Кроме этого, мы ниже увидим, что прямое государственное регулирование в конечном итоге становится не экономическим, а административным действием, что делает его "родственным" непосредственной хозяйственной деятельности государства..

Начать следует с прямого государственного регулирования естественной монополии. Чаще всего механизм и границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, в Российской Федерации действует уже упоминавшийся Федеральный Закон “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, относящиеся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного регулирования Закон РФ "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года.

Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.

При реализации данного подхода возникают сразу же несколько проблем: 1) необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре, 2) сложность точного определения реальных издержек производителя услуг - естественной монополии.

Рассмотрим их по порядку.

Создание любого государственного органа несет в себе угрозу подмены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих затратах на содержание госчиновников. Если вспомнить, что в крупнейших российских предприятиях - естественных монополистах государству принадлежит либо контрольный пакет акций, либо близкий к нему по размерам, то становится очевидным, что ожидать высокой общественной эффективности от такого органа не приходится.

Можно с достаточно большой долей уверенности утверждать, что вторая проблема также не разрешена в Российской Федерации. Нетрудно убедиться, что именно предприятия - естественные монополисты ростом тарифов на собственную продукцию вызывают инфляцию издержек в народном хозяйстве.

С другой стороны, хорошо известны “расточительные нравы” таких предприятий. Рядовой гражданин (потребитель) в конечном итоге и оплачивает это чрезмерное потребление предприятий - естественных монополистов. Автор уже однажды отмечал См.: Акулов В. Б. Финансовый менеджмент.  Петрозаводск, 1997. С. 38. пример одного карельского предприятия - естественного монополиста, которое при снижении объема производства за последние годы увеличило штат примерно на половину, сохранив при этом условия оплаты персоналу. Заработная плата работников на данном предприятии является элементом постоянных затрат, т. е. не зависит от объема выпускаемой продукции (!?).

Подводя итог, мы должны признать, что при очевидной простоте прямое государственное регулирование в нашей стране не дает возможности регулирования естественных монополий в интересах общества Стоит заметить, что в Законе РФ "О естественных монополиях" не отмечена одна из наиболее расточительных естественных монополий - Центральный Банк РФ, прекрасно использующий монополию на создание денег в своих интересах. Оставим в стороне деятельность ЦБ по "подготовке" кризиса 17 августа 1998 года, посмотрим хотя бы на те средства, которые использовались ЦБ на собственные цели (потребление). Закон о Центральном Банке не смог обезопасить общество от проявления отрицательных черт этой формы естественной монополии.. Скорее, это происходит в интересах правящих элит.

Другой способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это - торги за франшизу (право на ведение такой деятельности).

Выше, при рассмотрении регулирования естественной монополии, мы пришли к выводу об ограниченности решения данного вопроса, как рынком, так и государством, в рамках государственной иерархии независимо от формы: либо непосредственная деятельность, либо прямое государственное регулирование.

В первом случае - частная нерегулируемая монополия с установлением монопольно-высокой цены, которую приходится оплачивать обществу в целом (имеем дело с прямым общественным вредом монополии).

Во втором случае - проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблемы естественной монополии (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).

Легко сделать вывод, что, говоря о торгах за франшизу, мы будем иметь дело с контрактной системой как формой экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг и т. д.).

Стоит ли ожидать, что контрактная система позволит раз и навсегда решить проблему естественной монополии? Конечно, нет. Мы уже в данной работе сделали принципиальный вывод о выборе в конкретном случае любой из трех форм экономической организации: рынка, контрактной системы и иерархии.

Феномен естественной монополии не является исключением, поэтому торги за франшизу в деле регулирования естественных монополий выступают в качестве одного из равновероятных вариантов действий.

Авторы в целом согласны с выводами О. Уильямсона См.: Уильямсон О. И. Указ. соч. С. 554-556., сделанными на основании изучения американского опыта использования торгов за франшизу (для России это, скорее всего, - “экзотика”).

Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими способами их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев - к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.

Почему это могло произойти?

В каждом из отмеченных случаев победитель торгов мог быть заменен без серьезных проблем в оценке активов при передаче их новому франчайзиату, так как основные производственные сооружения находятся в собственности государства, а другие активы могут быть сравнительно легко проданы (куплены) на рынке подержанного имущества.

Именно эти положения и заставляют нас внимательно отнестись к торгам за франшизу как возможной форме решения проблем некоторых видов естественных монополий в России, прежде всего локального, местного уровня.

Например, решается проблема энергоснабжения определенной территории. Есть несколько генерирующих станций, они производят электроэнергию с разными издержками. Почему не попытаться решить проблему минимизации тарифов или проблему предоставления за ту же цену дополнительных услуг, например, теплоснабжения, на основе торгов за франшизу, при условии, что ее оплачивают местные власти?

Проблемы будут решаться лучше при использовании всех имеющихся возможностей, всех форм экономической организации.

Говоря об естественных монополиях, нельзя обойти вниманием еще один способ их регулирования - ценовые дискриминации.

Нам представляется, что возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов для снижения общего негативного эффекта от деятельности данного предприятия естественного монополиста.

Что такое ценовые дискриминации? Экономическая теория дает на этот вопрос следующий ответ - практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами  Подробнее см.: Экономическая Школа. Вып. 3. С. 156-165..

Предпосылки возникновения ценовых дискриминаций следует искать в противоречиях рыночного механизма. С одной стороны, рынок - великий усреднитель. За спиной производителей, после процесса производства, он определяет продажную цену товара. С другой стороны, каждый экономический субъект (в нашем случае - потребитель) - уникален (различны потребности, оценки полезностей, доходы и проч.). Таким образом, при единой рыночной цене всегда есть покупатели, которые готовы заплатить за данный товар больше, чем установившаяся рыночная цена.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и обособленность определенных рынков (институциональную, географическую и др.). Это также создает возможность использования различных цен на данных рынках при продаже одного и того же товара.

Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов - для граждан.

Возможно также применение множественных тарифов в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железнодорожные и авиационные билеты и проч.).

Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами.

Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример - льготы за коммунальные услуги. Количество “льготников” уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.

Практика использования ценовой дискриминации может быть применена обществом не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу.

Таким образом, ценовая дискриминация становится “обоюдоострым орудием”, которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и обществом для достижения своих целей. В результате возникает определенный “баланс интересов” и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается (сглаживается, снимается).

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с феноменом естественной монополии.

У нас вновь появился выбор, причем между теми же тремя формами экономической организации. Это примечательно, так как речь здесь фактически шла не о фирме в прямом смысле слова, а об отрасли как народнохозяйственной единице, представленной одной фирмой.

Отсутствие единственного ответа на поставленный вначале данной части вопрос - тоже представляется важным, так как говорит о возможности практического использования выводов теории. Только конкретный анализ конкретной естественной монополии может дать точный ответ на вопрос: какую форму регулирования будет использовать общество для того, чтобы свести к минимуму вред от монополии.

Теперь мы вправе непосредственно перейти к рассмотрению проблемы развития организаций как процесса достижения наибольшей эффективности их функционирования, чему и будет посвящен следующий раздел работы.



Похожие по содержанию материалы:
Квалификационный справочник: Заведующий научно-технической библиотекой ..
Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Процесс управления маркетингом ..
Квалификационный справочник: Главный специалист в основном отделе (архитектурно-планировочной мастер ..
Квалификационный справочник: Ведущий конструктор ..
Квалификационный справочник: Инженер-проектировщик ..
Квалификационный справочник: Архивариус ..
Асаул А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса или сохраняется строительный комплекс стран ..
Орлов И.А. Экспертные оценки: Подбор экспертов ..
Квалификационный справочник: Научный редактор ..
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Управление портфелем СЗХ фирмы ..
Петрова И.М., Кузенков А.Л. Про бизнес по -русски замолвим слово ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 24. Исторический генезис экономической системы ..
Письмаров А. Как оценивать эффективность работы компании ..


Похожие документы из сходных разделов


Квалификационный справочник: Заведующий (начальник) отделом стандартизации

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Заведующий (начальник) отделом стандартизации

Должностные обязанности. Осуществляет научно-техническое и организационно-методическое руководство работой по сертификации и стандартизации с целью повышения технического уровня и качества разрабатываемых учрежде .. читать далее


Деловое общение:Слушание в деловой коммуникации

Тема 2. Слушание в деловой коммуникации

Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие.

Лабрюйер

Практика делового взаимодействия показывает, что умение целенаправленно, активно слушать других имеет большо .. читать далее


Мамыкин А. Люди не станки - встали и ушли

Люди не станки - встали и ушли,
мотивация персонала в условиях перегретого рынка труда

Cб. Управление в России: зачем мы нужны миру?
Санкт-Петербург, 2002



Мамыкин Андрей,
ООО "РОКОЛОР", Москва

 

Мотивации персонала уделяется все большее вним .. читать далее