Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Те .. | Маркетинг: Менеджмент: Формы .. | Нечисловая статистика: Эмпир .. | Гончарук В.А. Маркетинговое .. | Маркетинг: Менеджмент: Оценк .. |


Галасюк В., Сорока М.. Галасюк В. Почему в XXI веке кредитные рейтинги, присваиваемые рейтинговыми агентствами по методикам XX века, неприемлемы для принятия эффективных экономических решений

Анализ кредитных рейтингов долговых обязательств некоторых из ведущих рейтинговых агентств показал, что ни один из них не содержит информации об условиях заимствования.

Таким образом, поскольку оценка кредитоспособности заемщика по конкретному долговому обязательству невозможна в отрыве от конкретных условий заимствования, то можно сделать вывод, что кредитные рейтинги долговых обязательств заемщика, присваиваемые ведущими рейтинговыми агентствами, не являются достаточно информативными с точки зрения пользователей кредитного рейтинга и не позволяют им принимать эффективные экономические решения.

Если говорить о кредитном рейтинге заемщика, то в нем, по-видимому, должна содержаться информация только об одном факторе кредитоспособности замещика – его способности генерировать потоки исключительно денежных средств (SCF), так как этот кредитный рейтинг присваивается безотносительно к конкретным условиям заимствования (рис.10). Однако, чтобы пользователь рейтинга мог на основании информации, содержащейся в кредитном рейтинге заемщика, ответить на вопрос о кредитоспособности заемщика, эта информация должна быть представлена в информационном формате, позволяющем пользователю на основании имеющейся у него информации об условиях заимствования самостоятельно оценивать кредитоспособность заемщика.

Рисунок 10. Информация об основных факторах кредитоспособности, содержащаяся в кредитном рейтинге заемщика

Например, агентством Standard and Poor’s заемщику присвоен кредитный рейтинг эмитента А. Информация, которая будет доступна пользователю кредитного рейтинга следующая: «А - Высокая способность к исполнению финансовых обязательств, но эмитент может быть подвержен отрицательному влиянию неблагоприятных экономических условий и изменений обстоятельств» [16]. Вместе с тем, совершенно очевидно, что в зависимости от суммы заимствования способность заемщика к исполнению финансовых обязательств может существенно отличаться. Данный факт был наглядно продемонстрирован нами в приведенном выше примере. В случае, если этот заемщик обращается в банк с целью получения кредита на конкретных условиях, то на основании информации, приведенной в этом кредитном рейтинге заемщика, кредитор (банк) не может оценить кредитоспособность заемщика по этому долговому обязательству.

То есть кредитный рейтинг эмитента, представленный в таком информационном формате, также не является информативным для принятия субъектом экономических отношений конкретного экономического решения.

ОДНОЗНАЧНОСТЬ КРЕДИТНОГО РЕЙТИНГА

Однозначность трактовки информации в значительной мере обеспечивается форматом ее представления. Большинство рейтинговых агентств представляют кредитные рейтинги в формате, который опирается исключительно на качественные характеристики способности заемщика выполнить свои обязательства. По нашему мнению, использование такого формата кредитного рейтинга неприемлимо, так как он не позволяет пользователям кредитных рейтингов дать однозначную оценку способности заемщика выполнить свои обязательства. Качественные характеристики не имеют однозначной экономической трактовки и не опираются на четко обозначенные количественные критерии. Рассмотрим с этой точки зрения кредитные рейтинги краткосрочных долговых обязательств агентства Moody’s. Например, эмитенты краткосрочных долговых обязательств “Категории 1” имеют превосходную способность погашать долги, обязательств “Категории 2” – стабильную способность погашать долги, а обязательств “Категории 3” – приемлемую способность погашать долги. Однако, пользователю рейтингов неизвестно, что является критерием, по которому оценивается способность заемщика выполнять свои обязательства и каким должно быть значение этого критерия, чтобы способность заемщика выполнять свои обязательства оценивалась либо как «превосходная», либо как «стабильная», либо как «приемлемая». 

Таким образом, формат представления кредитных рейтингов, опирающийся исключительно на качественные характеристики, не позволяет обеспечить однозначную трактовку кредитных рейтингов их пользователями.

СОПОСТАВИМОСТЬ КРЕДИТНОГО РЕЙТИНГА

Трудно не согласиться с тем, что принятие любого экономического решения невозможно без сравнения альтернативных вариантов решения. Следовательно, с точки зрения субъекта, принимающего решение, только та информация имеет ценность, которая является сопоставимой, то есть может быть использована для сравнения альтернативных вариантов экономического решения. 

Рассмотрим распространенную ситуацию. Инвестор выходит на фондовый рынок с целью вложения своих временно свободных денежных средств в краткосрочные долговые ценные бумаги. Ему необходимо осуществить выбор, например, между двумя видами краткосрочных долговых ценных бумаг X и Y, обеспечивающими одинаковую доходность. Для принятия этого решения он запрашивает информацию о рейтингах этих ценных бумаг. Ценные бумаги Х имеют рейтинг «Категория 3» по шкале Moody’s, а ценные бумаги Y имеют рейтинг «А-3» по шкале Standard & Poor’s. Но, не смотря на то, что инвестору помимо самих рейтингов будут предоставлены и их характеристики, полученная информация не позволяет  инвестору отдать предпочтение какой-либо ценной бумаге, так как рейтинги различных рейтинговых агентств не являются сопоставимыми. На основании данных, представленных в характеристике рейтинга, довольно трудно сделать вывод о том, какой рейтинг выше: «Категория 3» по шкале Moody’s или «А-3» по шкале Standard & Poor’s (рис.11).

Следовательно, формат представления кредитных рейтингов, опирающийся исключительно на качественные характеристики, не позволяет обеспечить их сопоставимость.

Рисунок 11. Несопоставимость информации, содержащейся в кредитных рейтингах различных рейтинговых агентств

Как нами уже отмечалось ранее, информация полезна с точки зрения принятия эффективных экономических решений тогда, когда обеспечивается выполнение всех требований к ней. Анализ кредитных рейтингов, присваиваемых в настоящее время рейтинговыми агентствами, показал, что  информация, содержащаяся в кредитных рейтингах, присваиваемых рейтинговыми агентствами, зачастую не является достаточно полезной для принятия эффективных экономических решений (рис.12).

Рисунок 12. Вывод о полезности информации, содержащейся в кредитных рейтингах, присваиваемых рейтинговыми агентствами

Существующие традиционные кредитные рейтинги могут привести к формированию неадекватных экономических оценок и принятию необоснованных экономических решений. Эта ситуация обуславливает необходимость формирования принципиально новых подходов к построению кредитных рейтингов. Одним из таких подходов может быть подход, основанный на GMCA (www.galasyuk.com).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кредитные рейтинги, присваиваемые некоторыми рейтинговыми агентствами

Таблица 1

Рейтинги Moodys для краткосрочных долговых обязательствvit@galasyuk.com, vit@inkon.dnepr.net, av@galasyuk.com, maria@inkon.dnepr.net



Похожие по содержанию материалы:
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Независимость случайных вел ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Внутрифирменное управление и управление фир ..
Непомнящий Е. Г. Инвестиционное проектирование: Сфера принятия решений управляющими на предприятии ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Структура собственности капитала в развитых рыночных с ..
Маркетинг: Менеджмент: Формы власти и влияния, основные теории лидерства, органические функции руков ..
Нечисловая статистика: Эмпирические и теоретические средние ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Проекты консультирования ..
Маркетинг: Менеджмент: Оценка эффективности управления ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Изучение трудовых процессов и затра ..
Прикладная статистика: Методы оценивания параметров ..
Прикладная статистика: Робастность статистических процедур ..
Теория принятия решений: Описание данных, оценивание и проверка гипотез ..


Похожие документы из сходных разделов


Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 17. Капитал и сельское хозяйство

17. Капитал и сельское хозяйство

Аграрные отношения. Особенности аграрных отношений. Роль земли. Земля как средство производства и предмет труда. Обособление собственности на землю, появление класса земельных собственников. Капиталистический характер собственности на землю. Капитал-функция в сельском хозяйстве (фермер, капиталист - арендатор земли). Ограниченность земли и о .. читать далее


Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Международные аспекты экономической теории

Лекция 17. Международные аспекты экономической теории

1. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ

     Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно представляет собой ..
читать далее
Квалификационный справочник: Агент рекламный

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Агент рекламный

Должностные обязанности. Осуществляет в качестве посредника работу по представлению и продвижению товаров, услуг, коммерческих идей, выполнению комплекса мер, направленных на содействие их реализации или достижение других маркетинговых зада .. читать далее