Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Младенцев А.Л. Менеджмент ка .. | Акулов В.Б., Акулова О.В. Эк .. | Орлов А.И. Эконометрика: Раз .. | Литовских А.М., Шевченко И.К .. | Квалификационный справочник: .. |


Маркетинг: Менеджмент: Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-распорядительные

II. МЕНЕДЖМЕНТ

8. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-распорядительные

Экономические методы управления

Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом применяется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потребностей общества; с другой – служить мотиватором для персонала этих предприятий.

Основной экономический метод, применяемый при управлении подразделений предприятия, – внутрипроизводственный хозяйственный расчет, исходными положениями которого являются:
– закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности;
– предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;
– разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;
– применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

При определении размеров и методов персонального экономического воздействия следует исходить из положения о том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации.

Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих:
1) прямое материальное вознаграждение, заработная плата, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;
2) дополнительные выплаты;
3) штрафы.

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Организационно-распорядительные методы управления

Организационно-распорядительные методы управления – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:
– организационное проектирование;
– регламентирование;
– нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Распорядительные методы реализуются в форме:
– приказа;
– постановления;
– распоряжения;
– инструктажа;
– команды;
– рекомендаций.

Социально-психологические методы управления

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся:
– моральное поощрение;
– социальное планирование;
– убеждение;
– внушение;
– личный пример;
– регулирование межличностных и межгрупповых отношений;
– создание и поддержание морального климата в коллективе.

Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию, которую обычно называют диаграммой (пирамидой) Маслоу (рис. 8.1).

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:
– знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение);
– сметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм);
– мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного);
– хотеть (они должны быть мотивированы).

Рис. 8.1. Пирамида Маслоу

Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов.

Прежде всего, следует обеспечить сотрудника:
– возможностями выполнить работу;
– определить его рамки действий;
– четко сформулировать цели и задачи;
– создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).

Мотивационное управление концентрируется:
– на влиянии на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов);
– чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, со­общения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельно­сти);
– приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);
– усилении мотивов;
– оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);
– удовлетворении потребностей;
– обеспечении процесса мотивации.

Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет:
– к увеличению оборота и прибыли;
– улучшению качества изделий;
– к более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП;
– повышенному притоку сотрудников;
– повышению их работоспособности;
– большей сплоченности и солидарности;
– уменьшению текучести кадров;
– улучшению репутации фирмы.



Похожие по содержанию материалы:
Шибаева И. В. Как построить систему управления бизнесом оператора связи в современных условиях? Вопр ..
Зимин А. Примеры и проблемы удовлетворения потребности покупателей в безопасности ..
Квалификационный справочник: Заведующий копировально-множительным бюро ..
Гольдштейн Г.Я. Глобальный стратегический инновационный менеджмент: Теория системного подхода к инно ..
Младенцев А.Л. Менеджмент как наука ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 22. Государство и экономика ..
Орлов А.И. Эконометрика: Различные виды рисков ..
Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Денежная система и механизмы ден ..
Квалификационный справочник: Главный инженер проекта. Главный архитектор проекта ..
Квалификационный справочник: Заведующий конструкторским отделом ..
Галасюк В., Вишневская-Галасюк А., Галасюк В. Об определении понятия “Платежеспособность” в контекс ..
Молотков М.И. Математическое моделирование производственно-сбытовой системы предприятия ..
Квалификационный справочник: Заведующий научно-технической библиотекой ..


Похожие документы из сходных разделов


Квалификационный справочник: Техник по защите информации

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Техник по защите информации

Должностные обязанности. Участвует в работе по обеспечению информационной безопасности исследований и разработок, соблюдению государственной тайны. Осуществляет проверку технического состояния, установку, наладку и регулировку а .. читать далее


Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Отчет об оценке недвижимости

2. Оценка недвижимости

2.8. Отчет об оценке недвижимости

Отчет об оценке – это письменный документ, отвечающий всем требованиям профессиональной этики, понятным и доступным образом отражающий ход процесса .. читать далее


Нечисловая статистика: Методы классификации

Глава 2. Статистические методы в пространствах произвольной природы

2.8. Методы классификации

Как известно, математический аппарат нечисловой статистики базируется на использовании расстояний (мер близости, показателей различия) в пространствах таких объектов. Это вызвано отсутствием в таких пространствах операций суммирования, на которых основано боль .. читать далее