Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 14. Торговый капитал и торговая прибыль14. Торговый капитал и торговая прибыль Обособление обращения в результате роста производительности общественного труда и образование торгового капитала. Форма движения торгового капитала. Торговый капитал и средняя прибыль. Механизм присвоения торговым капиталом своей части средней прибыли. Конкуренция промышленного и торгового капиталов. Оптовая и розничная торговля. Товарная биржа. В самом начале данной работы мы говорили о том, что развитие экономической системы представляет собой известную форму прогресса всего общества. В основе же развития экономической системы лежит рост производительной силы труда за счет использования более совершенных средств производства, роста квалификации, образованности работников. Их капитал (это - торговый капитал как обособившаяся часть промышленного капитала) оперирует только в сфере обращения, занимаясь теми видами деятельности, которые мы, относя к процессу обращения, не связывали с производством стоимости. Капитал же (и об этом мы тоже неоднократно говорили) - это самовозрастающая стоимость, целью которой как раз и является самовозрастание. Собственники же капитала имеют в качестве основного мотива своего поведения получение прибыли не ниже средней общественной. В этой связи мы сталкиваемся с формально-логическим противоречием при выделении капитала, профессионально занимающегося реализацией товаров. С одной стороны, такой капитал оперирует только в сфере обращения, где стоимость не создается (следовательно, не может происходить самовозрастание капитала). С другой же стороны, такой капитал реально существует, в достаточном количестве находятся люди, которые занимаются такого рода деятельностью (очевидно, что они не стали бы этим заниматься, не получая ничего взамен, не присваивая какого-то излишка стоимости над понесенными ими затратами, ведь экономика строится все-таки на рациональной основе реализации собственных экономических интересов ее субъектов). Очевидно, что рассматриваемые нами капиталисты (мы будем называть их торговыми) только потому занимаются реализацией товаров и доведением их до конечного потребителя, что они в конечном итоге получают прибыль, и эта прибыль должна быть не ниже средней. В противном случае данные капиталы будут искать себе другое приложение, так как при этом не реализуется основной принцип вложения капитала (см. выше). Но откуда в таком случае берется прибыль в пределах средней, если в сфере обращения не создается стоимость? Ответ представляется достаточно очевидным: промышленный капиталист (занимающийся производством товара, где происходит самовозрастание стоимости капитала), передавая часть своих функций (по реализации товаров) торговому капиталу, должен поделиться прибавочной стоимостью с торговым капиталистом, который выполняет данные функции профессиональнее и с меньшими затратами, чем промышленный капиталист - производитель товаров. При таком развитии событий и у промышленного капиталиста снизятся общие издержки (К). В конечном итоге общая прибыль, которую получает капитал (теперь это - промышленный капитал, создающий товар, и торговый капитал, который занимается его реализацией), также возрастает (Р = W - К). Таким образом, мы получили ситуацию, когда и промышленный капитал, и обособившийся торговый заинтересованы в разделении между различными субъектами актов производства товара и его реализации (общая прибыль возрастает, а следовательно, возрастает и норма прибыли, присваиваемая и промышленным, и торговым капиталами). Формула движения торгового капитала как обособившейся части промышленного капитала принимает следующий вид:
Выделение самостоятельного капитала, занимающегося реализацией произведенного товара, создает и нового конкурента. Понятно, что отныне промышленный и торговый капиталы начинают бороться за ту часть прибыли, которую каждый их них получит в конечном итоге. Однако конкурентная в целом среда позволяет говорить нам о том, что оба капитала получат прибыль все-таки в пределах именно средней общественной. Раздвоение цены реализации на оптовую и розничную создает и два типа торговых отношений. Оптовая торговля в качестве субъектов имеет, с одной стороны, капиталистов, производящих товар, с другой стороны, капиталистов, которые занимаются его конечной реализацией. Розничная же торговля связывает уже торгового капиталиста с конечным потребителем (это, как правило, физическое лицо). Появление двух типов торговли в рамках единого акта реализации производимой продукции в условиях отклонения от конкуренции создает благоприятную среду для появления многочисленных торговых посредников, т. е между производителем товара и конечным покупателем оказывается не один торговый капиталист, а несколько различных торговых посредников. Ситуация достаточно типичная для России, когда товар проходит через несколько рук, претендующих, конечно, на часть “пирога” прибавочной стоимости в виде прибыли. Количество посредников отражает ситуацию в обществе, когда в конкуренции между промышленным капиталом и торговым победу одерживает последний. Причина этого уже отмечалась - искажения конкурентных начал в экономике (добавим: в целом незрелость, несформированность рыночных отношений и рыночных институтов). Процессы обособления частей промышленного капитала не завершаются выделением в качестве самостоятельного торгового капитала. На очередном этапе развития происходит обособление денежного капитала, который принимает форму ссудного капитала. Данным проблемам и специфике ссудного капитала и будет посвящен следующий раздел учебного пособия. |