Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Скавитин А.В. Методические п .. | Белов А. Проблемы маркетинго .. | Квалификационный справочник: .. | Планирование на предприятии: .. | Деловое общение:Слушание в д .. |


Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 14. Торговый капитал и торговая прибыль

14. Торговый капитал и торговая прибыль

Обособление обращения в результате роста производительности общественного труда и образование торгового капитала. Форма движения торгового капитала. Торговый капитал и средняя прибыль. Механизм присвоения торговым капиталом своей части средней прибыли. Конкуренция промышленного и торгового капиталов. Оптовая и розничная торговля. Товарная биржа.

В самом начале данной работы мы говорили о том, что развитие экономической системы представляет собой известную форму прогресса всего общества. В основе же развития экономической системы лежит рост производительной силы труда за счет использования более совершенных средств производства, роста квалификации, образованности работников.

Рост производительной силы труда чаще всего проявляется в появлении (отделении) новых самостоятельных видов деятельности, идет процесс углубления разделения общественного труда1. На определенном этапе развития человеческого общества, его экономической организации, экономической системы происходит выделение (обособление) в качестве самостоятельного вида деятельности сбыта произведенных товаров. Появляются люди, которые профессионально при господстве промышленного капитала занимаются реализацией продукции и доведением ее до конечного потребителя2.

Их капитал (это - торговый капитал как обособившаяся часть промышленного капитала) оперирует только в сфере обращения, занимаясь теми видами деятельности, которые мы, относя к процессу обращения, не связывали с производством стоимости. Капитал же (и об этом мы тоже неоднократно говорили) - это самовозрастающая стоимость, целью которой как раз и является самовозрастание. Собственники же капитала имеют в качестве основного мотива своего поведения получение прибыли не ниже средней общественной.

В этой связи мы сталкиваемся с формально-логическим противоречием при выделении капитала, профессионально занимающегося реализацией товаров. С одной стороны, такой капитал оперирует только в сфере обращения, где стоимость не создается (следовательно, не может происходить самовозрастание капитала). С другой же стороны, такой капитал реально существует, в достаточном количестве находятся люди, которые занимаются такого рода деятельностью (очевидно, что они не стали бы этим заниматься, не получая ничего взамен, не присваивая какого-то излишка стоимости над понесенными ими затратами, ведь экономика строится все-таки на рациональной основе реализации собственных экономических интересов ее субъектов).

Очевидно, что рассматриваемые нами капиталисты (мы будем называть их торговыми) только потому занимаются реализацией товаров и доведением их до конечного потребителя, что они в конечном итоге получают прибыль, и эта прибыль должна быть не ниже средней. В противном случае данные капиталы будут искать себе другое приложение, так как при этом не реализуется основной принцип вложения капитала (см. выше).

Но откуда в таком случае берется прибыль в пределах средней, если в сфере обращения не создается стоимость? Ответ представляется достаточно очевидным: промышленный капиталист (занимающийся производством товара, где происходит самовозрастание стоимости капитала), передавая часть своих функций (по реализации товаров) торговому капиталу, должен поделиться прибавочной стоимостью с торговым капиталистом, который выполняет данные функции профессиональнее и с меньшими затратами, чем промышленный капиталист - производитель товаров. При таком развитии событий и у промышленного капиталиста снизятся общие издержки (К). В конечном итоге общая прибыль, которую получает капитал (теперь это - промышленный капитал, создающий товар, и торговый капитал, который занимается его реализацией), также возрастает (Р = W - К).

Таким образом, мы получили ситуацию, когда и промышленный капитал, и обособившийся торговый заинтересованы в разделении между различными субъектами актов производства товара и его реализации (общая прибыль возрастает, а следовательно, возрастает и норма прибыли, присваиваемая и промышленным, и торговым капиталами).

Формула движения торгового капитала как обособившейся части промышленного капитала принимает следующий вид:

Д - Т - Д’ (Д’ > Д).(13)



Промышленный капиталист продает всю произведенную им продукцию торговому капиталисту, который доводит товар до конечного потребителя, неся при этом определенные издержки. Конечная цена потребителю безусловно выше той, по которой промышленный капиталист продал свой товар. Она компенсирует нашему торговому капиталисту понесенные им издержки и дает прибыль в пределах средней3.

Выделение самостоятельного капитала, занимающегося реализацией произведенного товара, создает и нового конкурента. Понятно, что отныне промышленный и торговый капиталы начинают бороться за ту часть прибыли, которую каждый их них получит в конечном итоге. Однако конкурентная в целом среда позволяет говорить нам о том, что оба капитала получат прибыль все-таки в пределах именно средней общественной.

Раздвоение цены реализации на оптовую и розничную создает и два типа торговых отношений. Оптовая торговля в качестве субъектов имеет, с одной стороны, капиталистов, производящих товар, с другой стороны, капиталистов, которые занимаются его конечной реализацией. Розничная же торговля связывает уже торгового капиталиста с конечным потребителем (это, как правило, физическое лицо).

Появление двух типов торговли в рамках единого акта реализации производимой продукции в условиях отклонения от конкуренции создает благоприятную среду для появления многочисленных торговых посредников, т. е между производителем товара и конечным покупателем оказывается не один торговый капиталист, а несколько различных торговых посредников. Ситуация достаточно типичная для России, когда товар проходит через несколько рук, претендующих, конечно, на часть “пирога” прибавочной стоимости в виде прибыли. Количество посредников отражает ситуацию в обществе, когда в конкуренции между промышленным капиталом и торговым победу одерживает последний. Причина этого уже отмечалась - искажения конкурентных начал в экономике (добавим: в целом незрелость, несформированность рыночных отношений и рыночных институтов).

Интересной формой сбыта продукции в условиях конкурентного рынка является товарная биржа. Студентам предлагается самостоятельно ознакомиться с этим вопросом4.

Процессы обособления частей промышленного капитала не завершаются выделением в качестве самостоятельного торгового капитала. На очередном этапе развития происходит обособление денежного капитала, который принимает форму ссудного капитала. Данным проблемам и специфике ссудного капитала и будет посвящен следующий раздел учебного пособия.


1 Подробно о разделении труда как базовом принципе господствующей ныне концепции менеджмента см.: Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Указ соч. С. 52 - 54.
2 Заметим, что такого рода деятельность существовала задолго до описываемого нами периода (купеческий капитал). Однако принципиальным является то, что теперь происходит обособление функции именно промышленного капитала.
3 Происходит разделение цен на оптовые (промышленный капиталист продает товары торговому капиталисту) и розничные (торговый капиталист реализует товар конечному потребителю).
4 Подробнее см.: Иващенко А. Товарная биржа. М., 1991.



Похожие по содержанию материалы:
Квалификационный справочник: Директор (начальник) учреждения (организации) ..
Макарова Е.Г. Мифы на рынке инвестиций ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 17. Капитал и сельское хозяйство ..
Квалификационный справочник: Заведующий (начальник) научно-исследовательским отделом (отделением, ла ..
Скавитин А.В. Методические подходы к управлению текучестью кадров ..
Белов А. Проблемы маркетингового консультирования промышленных предприятий ..
Квалификационный справочник: Заведующий канцелярией ..
Планирование на предприятии: Плановые расчеты и показатели ..
Деловое общение:Слушание в деловой коммуникации ..
Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: Слушание в деловой коммуникации. ..
Квалификационный справочник: Заведующий (начальник) планово-экономическим отделом ..
Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Место и роль организации (фирмы) в обществе ..
Сенов А. Магия Трех Сил или о правильном целепостроении ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Основы менеджмента: Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

4. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.

Экономические отношения в настоящее время связывают национальные экономики и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. На основании этого не .. читать далее


Маркетинг: Менеджмент: Организация как система управления. Жизненный цикл и типы организаций. Стратегическое управление организацией

II. МЕНЕДЖМЕНТ

4. Организация как система управления. Жизненный цикл и типы организаций. Стратегическое управление организацией

Организация (от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – объединение индивидов в единое целое для совместного труда. Данный термин часто употребляют для обозначения совокупности процессов и действий, ведущих к образ .. читать далее


Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Виды оценки недвижимости


2. Оценка недвижимости

2.4. Виды оценки недвижимости

Оценка недвижимости бывает массовая и индивидуальная.

Массовая оценка недвижимости – это оценка большого числа объектов недвижимости на конкретную дату с .. читать далее