Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Нищев С.К. Маркетинг: необхо .. | Сироткин Д. Искушение менедж .. | Гольдштейн Г.Я. Основы менед .. | Ермишин П.Г. Основы экономич .. | Квалификационный справочник: .. |


Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Нематериальные ресурсы и активы

2. Ресурсы предприятия

2.3. Нематериальные ресурсы и активы

2.3.1. Нематериальные ресурсы

    Нематериальные ресурсы - это часть потенциала предприятия, приносящая экономическую выгоду на протяжении длительного периода и имеющая нематериальную основу получения доходов. К ним относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, а также другие ресурсы нематериального происхождения.

Промышленная собственность - понятие, используемое для обозначения исключительного права на нематериальные ценности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара, а также право по пресечению недоброкачественной конкуренции. 

Интеллектуальная собственность - юридическое понятие, охватывающее авторское право и др. права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области производства, науки, программного обеспечения, литературы и искусства. 

Характеристика объектов промышленной собственности:

1) изобретение - это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом; 

2) промышленный образец - новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный эффект. 

Существует две формы охраны промышленного образца: свидетельство и патент. Не подлежат охране как промышленные образцы изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты и т.п.), а также галантерейные, швейные, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных), обувь, головные уборы; 

3) полезные модели - это новые по внешнему виду, форме, размещению частей или по строению модели. Для регистрации полезной модели достаточно любых изменений, даже в пространственном компоновании модели; 

4) товарные знаки - обозначение (имя, знак, символ или сочетание их), помещаемое на товаре или его упаковке для идентификации его и производителя. Если под товарным знаком предоставляются услуги, то он называется знаком обслуживания. 

Основными требованиями к товарным знакам являются их индивидуальность, узнаваемость, привлекательность для потребителей и охраноспособность, т.е. возможность их официальной регистрации. 

Объекты интеллектуальной собственности связаны с информационной системой и информационной деятельностью предприятия. К ним относятся: программное обеспечение (совокупность программ, используемых в работе ЭВМ); банк данных (совокупность программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации); база знаний (совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной отрасли знаний и сохраняемых в памяти ЭВМ). 

Другие нематериальные ресурсы: 

1) "ноу-хау" - технология производства, научно-технические, коммерческие, организационные и управленческие знания, необходимые для функционирования производства. В отличие от секретов производства "ноу-хау" не патентуется, поскольку в значительной своей части состоит из определенных приемов, навыков и т.п. Распространение "ноу-хау" осуществляется прежде всего посредством заключения лицензионных договоров. 

2) рационализаторское предложение - это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала. Его автору выдается специальное удостоверение - основание права на авторство и вознаграждение. 

3) наименование места происхождения товара. Отражает название страны (или местности) для обозначения исключительных свойств товара, вызванных природными условиями, человеческими факторами, национальными особенностями, характерными для данного региона. 

4) "гудвилл" - определяет имидж (репутацию) предприятия (фирмы). 

2.3.2. Нематериальные активы

    Нематериальные активы - это права на пользование нематериальными ресурсами. Собственники объектов промышленной собственности получают исключительное право на их использование с помощью патентов. 

    Патент - документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение.

Патент включает патентную грамоту единого образца с раскрытием названия изобретения и даты его приоритета, фамилии автора, а также патентную опись - характеристику технического решения. Срок действия патента составляет в среднем 15-20 лет. В это время исключается доступ фирм-конкурентов к запатентованной новинке и обеспечиваются условия для получения дополнительной прибыли, пока новая техника не станет достоянием многих предприятий отрасли. 

На полезные модели не выдается патентная грамота. Модель заносят в специальный реестр, о чем делается публикация в официальном издании, а заявитель получает свидетельство об исключительном праве на полезную модель сроком на 5 лет. 

Правовая защита товарного знака также осуществляется на основе его государственной регистрации. 

На продукт интеллектуальной собственности устанавливается авторское право - система правовых норм, определяющих положение авторов научных публикаций, литературных и художественных произведений, программного обеспечения для ЭВМ и их взаимоотношений с другими контрагентами. 

Правовая защита места происхождения товара возникает на основе его регистрации. 

Ноу-хау, рационализаторские предложения, гудвилл являются собственностью предприятия и не имеют специальной правовой защиты, поэтому являются составной частью так называемой коммерческой тайны предприятия. 

Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна путем их использования самим собственником или предоставлением (с его согласия) такого права другой заинтересованной стороне в форме лицензионного соглашения. 

    Лицензия - разрешение лицензиара на использование принадлежащих ему прав промышленной собственности (на изобретение, промышленный образец, товарный знак), выдаваемое другому лицу (лицензиату) на определенных условиях. Эти условия (срок, объемы, вознаграждение) составляют содержание заключаемого ими лицензионного соглашения.

На практике используют несколько видов расчетов за лицензии: 
1) периодические процентные отчисления ("ройялти") от стоимости производимой и продаваемой лицензионной продукции; 
2) одноразовые вознаграждения - выплаты твердо установленных паушальных сумм; 
3) в виде взаимного обмена лицензиями. 



Похожие по содержанию материалы:
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Выводы по главе 2 ..
Аветисян С. Метафизика брэнда ..
Квалификационный справочник: Заместитель директора (начальника) учреждения (организации) по научной ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 16. Фиктивный и реальный капиталы ..
Нищев С.К. Маркетинг: необходимость и проблема анализа конкурентного положения предприятия на рынке ..
Сироткин Д. Искушение менеджментом пятого уровня ..
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Сущность, цели и задачи менеджмента ..
Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Международные аспекты экономической теории ..
Квалификационный справочник: Техник по инвентаризации строений и сооружений ..
Квалификационный справочник: Заведующий (начальник) отделом стандартизации ..
Квалификационный справочник: Заведующий (начальник) отделом научно-технической информации ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 21. Общественный капитал и его воспроизводство ..
Асаул А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса или сохраняется строительный комплекс стран ..


Похожие документы из сходных разделов


Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Износ основных средств

МОДУЛЬ 2.3.  ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 Износ - это постепенная утрата основными средствами своей потребительной стоимости. Следует различать моральный и физический износ.

Физический износ - это утрата основными средствами своей потребительской стоимости в результате снашивания деталей, воздей .. читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Схема стратегии знания

2. Значение как стратегический ресурс фирмы

2.3.Схема стратегии знания

Для реализации своей стратегии или для защиты своей позиции требуется повысить уровень знаний фирмы путем .. читать далее


Стратегии бизнеса: Эволюция организационных форм бизнеса

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ БИЗНЕСА

2.4. Эволюция организационных форм бизнеса

Мы уже затрагивали вопросы изменения возможных форм организации бизнеса в п. 2.3. В данном разделе мы рассмотрим этот вопрос с позиций одной из наиболее перспективных теорий современной экономической науки – институциональной теории. Особенность этой ветви на .. читать далее