Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Орлов А.И. Математика случая .. | Тычинский А.В. Управление ин .. | Маркетинг: Менеджмент: Понят .. | Алесинская T.В. Основы логис .. | Асаул А.Н., Денисова И.В. Ин .. |


Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения - Основы менеджмента

17. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

17.2. Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения

Управление любой фирмой практически имеет два режима работы:
- стратегическое управление;
- оперативное управление.

Их сопоставление позволяет сделать выводы, что они во многом различаются и даже противоположны (табл. 17.1). Таким образом, даже в рамках одной фирмы требуются разные стили организационного поведения. Крайними являются следующие:
- производственный,
- предпринимательский.

Производственный стиль ориентирован на минимизацию отклонений от традиционного поведения. Предпринимательский – на непрерывное изменение достигнутого состояния.

Таблица 17.1

Основные характеристики режимов управления

Характеристика

Оперативное управление

Стратегическое управление

Культура фирменного поведения

Ориентирована на производство (маркетинг), успех определяется агресивностью в конкуренции и эффективностью в производстве.

Ориентирована на стратегию (гибкость), успех определяется изобретательностью, созданием новых возможностей, предвидением

Характеристики управляющего лица

Умение получить прибыль, достичь поставленной цели, контролировать подчиненных.

Предринимательство, новаторство, благожелательное лидирование в коллективе.

Основные методы управления

Долгосрочное планирование, контроль.

Стратегическое планирование, управление и контроль

Типовые структуры управления

Линейно-функциональные, дивизиональные.

Матричные, множественные.

Динамичность структуры управления

Стабильная

Динамичная

Характер власти

Децентрализована, сосредоточена в производстве и маркетинге.

Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР.

Различия в организационном облике фирм, преимущественно придерживающихся крайних стилей, характеризуются табл. 17.2.

Таблица 17.2

Сравнение производственного и предпринимательского стилей

Стиль

Характеристики

Производственный

Предпринимательский

Цели

Оптимизация прибыльности

Оптимизация потенциала прибыльности

Пути достижения цели

Экстраполяция прошлых подходов

Взаимодействие возможностей получения прибыли и качеств управления

Ограничения

По окружающей среде и внутренним возможностям

По способности изменить окружающую среду, создать требуемые специализации, воспринять способы поведения

Система стимулирования

За стабильную эффективность и прошлую деятельность

За творчество и инициативу

Информация

Внутренняя: результаты деятельности

Внешняя: глобальные возможности

Внутренняя: возможности.

Внешняя: долгосрочные возможности

Стиль руководства

Популярность, обеспечение единства подходов

Допущение риска, умение вдохновить на восприятие изменений

Оргструктура

Стабильная или расширяющаяся, экономия на масштабах производства, слабая увязка разных видов деятельности

Гибкая, по проблемам, жесткая увязка видов деятельности

Подходы к решению управленческих проблем

Реакция на возникшую проблему, использование прошлого опыта с минимумом отклонений от статус-кво, рассмотрение одной подходящей альтернативы

Активный поиск возможностей, предвидение проблем, большие отклонения от статус-кво, поиск лучшей из многих альтернатив

Отношение к риску

Минимизация риска, соответствие прошлому опыту

Сознательный риск, баланс совокупности рискованных вариантов

Как уже указывалось, не только преимущественный тип деятельности определяет организационный стиль поведения, но и многие другие факторы, которые реализуются в реакции фирмы на изменения во внешней среде (под реакцией понимается качество и типы поведения, обусловленные потенциалом фирмы). Различают четыре основные реакции:
- производственную,
- конкурентную,
- инновационную,
- предпринимательскую.

Их основные характеристики приведены в табл. 17.3.

Таблица 17.3

Характеристики основных реакций фирмы

Типы реакций

Характеристики

Производственная

Конкурентная

Инновационная

Предпринимательская

Характерные черты управления

Минимально необходимое общее руководство.
Распределение конкретных обязанностей.
Финансовый контроль.
Основное внимание производству.

Балансировка маркетинга и производства.
Гибкие роли в управлении. Долгосрочное планирование.

Нововведение в управлении.
Cистема управления по проектам.
Быстрые реакции на изменения.

Прогнозирование изменений.
Стратегический портфель заказов.
Стратегическое планирование потенциала.
Своевременная реакция на изменения.

Цели фирмы

Минимум затрат

Обеспечение оптимальной прибыли

Обеспечение краткосрочного потенциала

Обеспечение долгосрочного потенциала

Цели НИОКР

Снижение себестоимости

Повышение надежности

Улучшение товарного вида,

Модернизация продукции

Разработка новой продукции

Создание новых технологий для новой продукции

Поведение в конкуренции

Реакция на ценовую конкуренцию.

Агрессивная стратегия сбыта

Стратегия расширения рынков и внедрение новой продукции

Разработка новых концепций маркетинга.
Поиск новых рынков для новых товаров

Системы премирования

За снижение себестоимости

За повышение рентабельности

За новаторство

За предпринимательство

Типичный индекс нестабильности

1-2

2-3

3-4

4-5

Рекомендуемая структура управления

Линейно-функциональная

Дивизиональная

Матричная

Множественная



Похожие по содержанию материалы:
Ограничительная деловая практика и ее правовое регулирование - Основы менеджмента ..
Менеджмент организации: Основы менеджмента: Моделирование ситуаций и разработка решений ..
Маркетинг: Менеджмент: Принципы управления персоналом, особенности подбора и оценки профпригодности ..
Стратегии бизнеса: Жизненные циклы бизнеса ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Дисперсия случайной величин ..
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Неопределенность в управлении иннова ..
Маркетинг: Менеджмент: Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Потоки в логистике ..
Асаул А.Н., Денисова И.В. Индивидуальное жилищное строительство - перспективное направление развития ..
Орлов А.И. Эконометрика: Построение выборочной функции спроса ..
Деловое общение:Формы деловой коммуникации ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: О проверке статистических ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Коммерческие организации ..


Похожие документы из сходных разделов


Анализ структуры управления фирмы - Основы менеджмента

17. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

17.3. Анализ структуры управления фирмы

Мы видели, что предпочтительная структура управления зависит от степени изменчивости внешней среды. В связи с этим первый шаг анализа действующей структуры управления фирмы состоит в идентификации существующей системы управления. Для этого используется табл. 17.4.

Анализ этой таблицы позво .. читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Конструкторская подготовка производства на заводе-изготовителе серийной продукции

14. Стратегическая роль и содержание научно-технической подготовки производства

14.3. Конструкторская подготовка производства на заводе-изготовителе серийной продукции

Конструкторская подготовка производства .. читать далее


Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмы - Основы менеджмента

17. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

17.4. Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмы

Как уже указывалось, наиболее типичным субъектом бизнеса в настоящее время является диверсифицированная компания (компания с несколькими или многими СЗХ). В связи с тем, что каждая СЗХ может находиться в уникальных условиях .. читать далее