Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Квалификационный справочник: .. | Макарова Е.Г. Мифы на рынке .. | Акулов В.Б., Акулова О.В. Эк .. | Квалификационный справочник: .. | Скавитин А.В. Методические п .. |


Нечисловая статистика: Экстремальные статистические задачи

Глава 2. Статистические методы в пространствах произвольной природы

2.3. Экстремальные статистические задачи

Если проанализировать приведенные выше в разделах 2.1 и 2.2 постановки и результаты, касающиеся эмпирических и теоретических средних и законов больших чисел, то становится очевидной возможность их обобщения. Так, доказательства теорем практически не меняются, если считать, что функция f(x,y) определена на декартовом произведении бикомпактных пространств X и Y, а не на X2. Тогда можно считать, что элементы выборки лежат в Х, а Y - пространство параметров, подлежащих оценке.

Обобщения законов больших чисел. Пусть, например, выборка х1 = х1(ω),  х2 = х2(ω), … , хn = хn(ω) взята из распределения с плотностью p(x,y), где у – неизвестный параметр. Если положить

f(x,y) = - ln p(x,y),

то задача нахождения эмпирического среднего

переходит в задачу оценивания неизвестного параметра y методом максимального правдоподобия

.

Соответственно законы больших чисел переходят в утверждения о состоятельности этих оценок в случае пространств X и Y общего вида.        При такой интерпретации функция f(x,y) уже не является расстоянием или показателем различия. Однако для доказательства сходимости оценок к соответствующим значениям параметров это и не требуется. Достаточно непрерывности этой функции на декартовом произведении бикомпактных пространств X и Y.

В случае функции f(x,y) общего вида можно говорить об определении в пространствах произвольной природы аналогов оценок минимального контраста, достаточно хорошо изученных в классической математической статистике, и о состоятельности таких оценок. Пусть при каждом конкретном значении параметра у справедливо предельное соотношение

где f – функция контраста. Тогда состоятельность оценок минимального контраста вытекает из справедливости предельного перехода

.

Частными случаями оценок минимального контраста являются, устойчивые (робастные) оценки Тьюки-Хубера [1, 6-9], а также оценки параметров в задачах аппроксимации (параметрической регрессии) в пространствах произвольной природы (см. ниже раздел 2.7).

Можно пойти и дальше в обобщении законов больших чисел. Пусть известно, что при каждом конкретном y при безграничном росте n имеет быть сходимость по вероятности

fn(, y)  f(y),

где fn, y) – последовательность случайных функций на пространстве Y, а f(y) – некоторая функция на У. В каких случаях и в каком смысле имеет место сходимость

Argmin {fn(, y), yX}  Argmin {f(y), y X}?

Другими словами, когда из поточечной сходимости функций вытекает сходимость точек минимума?

Причем здесь можно под n понимать натуральное число. А можно рассматривать сходимость по направленному множеству (см. приложение 1), или же, что практически то же самое – «сходимость по фильтру» в смысле Картана и Бурбаки [3, с.118]. В частности, можно описывать ситуацию вектором, координаты которого - объемы нескольких выборок, и все они безгранично растут. В классической математической статистике такие постановки рассматривать не любят, поскольку без использования понятия направленного множества трудно строго описать подобный предельный переход.

Поскольку, как хорошо известно, основные задачи прикладной статистики можно представить в виде оптимизационных задач, то ответ на поставленный вопрос о сходимости точек минимума дает возможность единообразного подхода к изучению асимптотики решений разнообразных экстремальных статистических задач. Одна из возможных формулировок, основанная на бикомпактности пространств Х и У и нацеленная на изучение оценок минимального контраста, дана и обоснована выше. Другой подход развит в работе [4]. Он основан на использовании понятий асимптотической равномерной разбиваемости и координатной асимптотической равномерной разбиваемости пространств. С помощью указанных подходов удается стандартным образом обосновывать состоятельность оценок характеристик и параметров в основных задачах прикладной статистики.

Рассматриваемую тематику можно развивать дальше, в частности, рассматривать аналоги законов больших чисел в случае пространств, не являющихся бикомпактными, а также изучать скорость сходимости Argmin{fn(x(), y), yX} к Argmin{f(y), y X}.

Примеры применения результатов о предельном поведении точек минимума приведены ниже. В частности, экстремальный вид имеют параметрические задачи восстановления зависимостей, в том числе задачи оценивание информативных подмножеств признаков (раздел 2.7). Ряд методов классификации основан на решении оптимизационных задач, в частности, так ищут оптимальное разбиение пространства и «центры» кластеров (раздел 2.8). При снижении размерности пространства с целью сжатия информации, в частности, методами главных компонент, метрического и неметрического многомерного шкалирования необходимо решать экстремальные статистические задачи рассмотренного выше вида (раздел 2.9).



Похожие по содержанию материалы:
Нечисловая статистика: Методы шкалирования ..
Нечисловая статистика:Статистические методы в пространствах произвольной природы: Литература ..
Галасюк В., Сорока М.. Галасюк В. Почему в XXI веке кредитные рейтинги, присваиваемые рейтинговыми а ..
Евдокиенко В. Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность ..
Квалификационный справочник: Директор (начальник) учреждения (организации) ..
Макарова Е.Г. Мифы на рынке инвестиций ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 17. Капитал и сельское хозяйство ..
Квалификационный справочник: Заведующий (начальник) научно-исследовательским отделом (отделением, ла ..
Скавитин А.В. Методические подходы к управлению текучестью кадров ..
Белов А. Проблемы маркетингового консультирования промышленных предприятий ..
Квалификационный справочник: Заведующий канцелярией ..
Планирование на предприятии: Плановые расчеты и показатели ..
Деловое общение:Слушание в деловой коммуникации ..


Похожие документы из сходных разделов


Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Стратегия маркетинга, планирование и контроль

14. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА, ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

14.1. Понятие стратегии и тактики маркетинга

Стратегия маркетинга - формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя по каждому отдельному товару, по каждому отдельному рынку на определенный период. Стратегия фо .. читать далее


Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Независимые события

2. Основы теории вероятностей

Независимые события

При практическом применении вероятностно-статистических методов принятия решений постоянно используется понятие независимости. Например, при применении статистических методов управления качеством продукции говорят о независимых измерениях значений контролируемых параметров у включенных в выборку единиц .. читать далее


Орлов А.И. Эконометрика: Проверка однородности двух биномиальных выборок

Глава 2. Выборочные исследования

2.3. Проверка однородности двух биномиальных выборок

Как сравнить две группы - мужчин и женщин, молодых и пожилых, и т.п.? В маркетинге это важно для сегментации рынка. Если две группы не отличаются по ответам, значит, их можно объединить в один сегмент и проводить по отношению к ним одну и туже маркетинговую политику, в .. читать далее