Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Асаул А.Н., Карасев А.В. Эко .. | Тычинский А.В. Управление ин .. | Аветисян С. Метафизика брэнд .. | Квалификационный справочник: .. | Акулов В.Б., Акулова О.В. Эк .. |


Маркетинг: Менеджмент: Особенности российского менеджмента

II. МЕНЕДЖМЕНТ

3. Особенности российского менеджмента

Управление в России развивалось с древних времен.

Активизация развития взглядов на управление Россией отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления происходило прежде всего «сверху вниз». Этим Россия отличается от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх».

Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.

Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах в XVIII в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицин, А.Н. Радищев и др., Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами.

Заметный вклад в истории Россию XVIII в. и в развитие ее экономики оставила Екатерина П. В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов.

При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы.. Управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств,' составлявших основу экономической жизни.

В 1909 г. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность использовать различные системы выборов, ликвидировать сословную иерархию в государственном управлении в уездах, создать русские земства в Западном крае и др., однако они не были осуществлены.

В развитие науки и практики управления в советский период вложили свой вклад А.К. Гастев, А.И. Берг, В.М. Глушков, Л.А. Канторович, С.Р. Стру­милин, B.C. Немчинов и другие. В целом методы управления на предприятии (микроуровень) предусматривали использование основных принципов ме­неджмента, разработанных за рубежом, но в условиях преобладания государст­венной собственности в России объективно требовалась единая система управ­ления от рабочего места до народного хозяйства страны.

В период «военного коммунизма» (1919–1921) для отражения международной агрессии против России командный метод управления сверху донизу и внеэкономические формы принуждения к труду были исторически оправданы.

После окончания гражданской войны новая экономическая политика предполагала ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.

В период перехода к крупному машинному производству (индустриализации) и коллективизации на селе во второй половине 20-х гг. государственное управление вновь стало преобладать.

Кооперативы в любой отрасли деятельности положительно зарекомендо­вали себя как организационно-экономическая формация. В СССР методика пе­рехода к ним причинила крупный материальный ущерб сельскому хозяйству. Фактически политика коллективизации проводилась организационно-админи­стративными методами управления в ущерб экономическим и социально-пси­хологическим.

Если в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945) непосредственное управление предприятиями со стороны государства было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, то после войны продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной собственности на средства производства и землю.

Управление продолжало осуществляться сверху вниз фактически до начала 90-х гг., т.е. до признания многообразия форм собственности.

В 70–80-е гг. развитие экономики страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат. Темпы экономического роста в 80-е гг. в среднем снизились по сравнению с 60-ми гг. в два раза, а по сравнению с довоенными годами и двумя послевоенными пятилетками – в три раза.

В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. Однако в течение первых лет перестройки продолжа­лась затратная система управления экономикой, что приводило к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами общест­венного производства, росту дефицита государственного бюджета, росту вы­пуска в обращение денег, разбалансированию потребительского рынка. Все это дискредитировало плановую систему экономики и способствовало ее развалу.

Негативную роль здесь сыграли идеи программы «500 дней», целью которой была ликвидация плановой системы и создание условий для рыночного регулирования экономики путем стихийных цен, образующихся под воздействием спроса и предложений.

В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях.

С января 1992 г. правительство перешло от плана к рыночному регулированию на основе либерализации цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Правовой основой для свободы предпринимательства явилась Конституция Российской Федераций, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства.

Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента.



Похожие по содержанию материалы:
Маркетинг: Менеджмент: Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально ..
Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Отчет об оценке недвижимости ..
Маркетинг: Менеджмент: Решение в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффектив ..
Нечисловая статистика: Статистические методы в пространствах произвольной природы: Контрольные вопр ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Рынок недвижимости в системе рынков: Вопросы, задан ..
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Выводы по главе 2 ..
Аветисян С. Метафизика брэнда ..
Квалификационный справочник: Заместитель директора (начальника) учреждения (организации) по научной ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 16. Фиктивный и реальный капиталы ..
Нищев С.К. Маркетинг: необходимость и проблема анализа конкурентного положения предприятия на рынке ..
Сироткин Д. Искушение менеджментом пятого уровня ..
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Сущность, цели и задачи менеджмента ..
Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Международные аспекты экономической теории ..


Похожие документы из сходных разделов


Алесинская T.В. Основы логистики: Логистические системы

2. Основные понятия и определения

2.3. Логистические системы

Понятие ЛС является одним из базовых понятий логистики. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостнос .. читать далее


Сербин В.Д. Основы логистики: Анализ опыта организации сбытовых систем

2. Особенности организации распределительной логистики

2.3. Анализ опыта организации сбытовых систем

С технологической точки зрения наиболее распространены логистические системы двух видов:
– толкающие, когда предыдущее звено логистическо ..
читать далее


Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Основные принципы оценки недвижимости


2. Оценка недвижимости

2.3. Основные принципы оценки недвижимости

Основные принципы оценки недвижимости можно разделить на 4 категории.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования (ННЭИ) основан на определении стоимости недвижимости .. читать далее