Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Орг .. | Ермишин П.Г. Основы экономич .. | Галасюк В. Новое – это хорош .. | Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Те .. | Квалификационный справочник: .. |


Гольдштейн Г.Я.,  Гуц А.Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений: Анализ финансовой отчетности фирм

2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.3. Анализ финансовой отчетности фирм

Цель анализа финансовой отчетности фирмы - дать оценку результатов эффективности деятельности фирмы за отчетный год и оценку ее текущего финансового положения. Анализ финансовой отчетности должен дать ответ на вопросы: имеет ли фирма прибыль по результатам своей хозяйственной деятельности за год; в состоянии ли фирма выполнить взятые обязательства и не приведет ли такое выполнение к ликвидации фирмы в связи с недостатком ресурсов.

Поэтому информация, которую дают балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках, содержит сведения о:
· размерах капитала и имущества фирмы в абсолютных цифрах (балансовый итог);
· структуре капитала и имущества (баланс);
· изменении собственного капитала в течение отчетного периода;
· размерах полученной прибыли или понесенных фирмой убытках в течение отчетного периода.

Финансовая отчетность составляется фирмами с учетом существующих национальных стандартов, а также международных стандартов, разрабатываемых международными экономическими организациями, а для стран - членов ЕС - также стандартов ЕС. Фирмы, имеющие заграничные дочерние предприятия, применяют консолидированную финансовую отчетность, составляемую на основе информации, получаемой от всех родственных фирм, и представляемую как единую отчетность компании.

Анализ финансовой отчетности проводится прежде всего финансовыми менеджерами своей фирмы для выявления и устранения проблем в текущей деятельности фирмы, для выработки и принятия оптимальных решений по вопросам повышения эффективности производственно-сбытовых операций, рационального использования имеющихся ресурсов, повышения платежеспособности и усиления устойчивости финансового положения фирмы, а также для обеспечения выполнения плановых финансовых показателей и обязательств фирмы перед кредиторами и инвесторами.

Анализ финансовой отчетности проводится также аудиторами с целью ревизии отчетности и определения правильности уплаты налогов. Аудиторы на основе анализа делают официальное заключение о финансовом состоянии фирмы, которое включается в годовой отчет, представляемый высшим руководством фирмы собранию акционеров.

Акционеров интересует в первую очередь прибыльность и надежность ценных бумаг, держателями которых они являются.

Финансовая отчетность фирм, зарегистрированных на фондовой бирже, анализируется специалистами-аналитиками этих бирж, поскольку от состояния дел фирмы зависит цена ее акций на бирже. Крупные институциональные инвесторы - банки, страховые компании, различные специализированные фонды - содержат в своем штате профессиональных аналитиков, которые постоянно следят за изменением показателей в финансовой отчетности интересующих их фирм.

Банки, обслуживающие фирму, также находятся постоянно в курсе ее финансовых дел и тщательно анализируют балансовые показатели, показатели отчета о прибыли и другие отчетные документы. Они следят за состоянием кредитоспособности фирмы, за наличием у нее средств, гарантирующих возврат в установленный срок полученных займов и кредитов.

Специализированные консультационные фирмы, предоставляющие своим клиентам информацию о финансовом положении фирм и делающие оценку перспектив их развития, также систематически следят за состоянием хозяйственной деятельности фирм на основе их финансовой отчетности и публикуют или выдают такую информацию за весьма высокую плату. Это относится и к справочно-кредитным фирмам, которые в результате изучения показателей финансовой отчетности составляют заключения о платежеспособности фирмы, предоставляемые своим клиентам или разовым пользователям за заранее установленную в абонементе плату.

Такая информация интересует предпринимателей, которые либо обращаются к специализированным фирмам, либо получают финансовые отчеты от фирм-контрагентов и тщательно их изучают. Предпринимателей интересует в первую очередь надежность и кредитоспособность контрагента, т.е. в каких размерах фирма может нести ответственность по своим обязательствам и что ее партнер получит в случае ликвидации (банкротства) фирмы, а также сможет ли фирма-контрагент погасить в срок свою задолженность.

Международная практика выработала определенные методы анализа финансовой отчетности, которые основываются на различных абсолютных и относительных типовых показателях, позволяющих проводить не только анализ балансовых статей отдельной фирмы, но и сопоставительный анализ по ряду фирм одной отрасли хозяйства или занимающихся аналогичными видами деятельности. Такие сопоставления обычно проводятся не только за отчетный год, но и за ряд лет, отражающих довольно длительный период деятельности фирмы. Это позволяет определить тенденции развития фирмы на перспективу, что имеет большое значение в практической деятельности фирм, поскольку они осуществляют как долгосрочное, так среднесрочное и текущее внутрифирменное планирование.

В зависимости от целей анализа финансовой отчетности и заинтересованных в его результатах пользователей применяются различные виды анализа и разный набор показателей - финансовых коэффициентов, а именно:

· абсолютные показатели для ознакомления с отчетностью, позволяющие сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, источниках поступления денежных средств, размеров полученной прибыли, системы распределения дивидендов:

· сравнимые процентные показатели (Percentage Changes) для чтения отчетности и выявления отклонений по важнейшим статьям финансовой отчетности;

· анализ горизонтальных процентных изменений (Horizontal Percentage Changes), характеризующих изменения отдельных статей финансовой отчетности за год или ряд лет. Например, рост в процентах: чистых продаж, себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, чистой прибыли, производственных расходов и др.;

· анализ вертикальных процентных изменений (Vertical Percentage Analyses), предполагающий соотношение показателей различных статей по отношению к одной выбранной статье. Например, доля в процентах от объема продаж: себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, производственных расходов, дохода от основной деятельности, чистого дохода;

· анализ тенденций (трендовый анализ), характеризующих изменение показателей деятельности фирмы на протяжении ряда лет по сравнению с базовым показателем, равным 100. Его цель - оценка работы финансовых менеджеров в прошлый период и определение прогноза их поведения на будущее;

· сравнительный анализ, проводимый с целью сопоставления отдельных показателей деятельности своей фирмы с показателями фирм-конкурентов одной отраслевой принадлежности и примерно одинаковых размеров (с учетом различных методов отчетности). Этот анализ позволяет выявить стратегию конкурентов и перспективы их развития;

· сравнение со среднеотраслевыми показателями, показывающее устойчивость положения фирмы на рынке. Проводится с учетом общих изменений состояния хозяйственной конъюнктуры в отрасли и в экономике страны в целом, в частности, уровня цен, динамики процентной ставки, степени обеспеченности сырьем и материалами;

· анализ показателей путем использования финансовых коэффициентов (Ratios), расчет которых основывается на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Значение таких коэффициентов определяется возможностью сопоставления полученных результатов с существующими общепринятыми стандартными нормами - усредненными отраслевыми коэффициентами, а также с применяемыми в стране или в конкретной фирме показателями анализа финансовой отчетности.

Финансовые коэффициенты используются для оценки деятельности финансовых менеджеров и учитываются ими при принятии управленческих решений. Такие коэффициенты доступны и акционерам, которые на их основе могут самостоятельно проанализировать эффективность деятельности фирмы и ее текущее финансовое положение.

Финансовые коэффициенты как показатели деятельности фирмы публикуются в годовых отчетах фирм, причем каждая фирма обычно имеет свой набор таких коэффициентов и собственную их систематизацию. Американские фирмы чаще всего приводят в годовом отчете набор из 10-15 показателей. Финансовые коэффициенты по отдельным фирмам и отраслям США содержатся также в следующих изданиях, публикуемых в США:
· справочник по фирмам «Дан энд Брэдстрит»;
· справочник по фирмам компании «Мудис» «Мудис индастриэл мэньюэл»;
· издание фирмы «Роберт Моррис ассошиэйтс»;
· справочник «Стэндэрт энд Пур»;
· издание Налогового бюро Министерства торговли США;
· издание Комиссии по ценным бумагам и биржам.

В Японии финансовые коэффициенты публикуются в:
· ежегоднике «Кайся нэнкан» (12 показателей);
· справочнике Министерства торговли и промышленности «Вата купи киге-но кэйэй бунсэки» (около 80 показателей).



Похожие по содержанию материалы:
Сущность, цели и задачи менеджмента - Основы менеджмента ..
Квалификационный справочник: Агент по продаже недвижимости ..
Контрольные вопросы по разделу 2 - Основы менеджмента ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Математическое ожидание ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Упражнения и вопросы для само ..
Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Предмет и метод экономической теории ..
Галасюк В. Новое – это хорошо забытое старое или о необходимости использования «правовой концепции» ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Естественные монополии и их регулирование ..
Квалификационный справочник: Ученый секретарь ..
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 20. Вывоз капитала и образование международных моноп ..
Квалификационный справочник: Заведующий (начальник) научно-исследовательским отделом (лабораторией) ..
Галасюк В.. Вишневская-Галасюк А.. Галасюк В. Принципиально новый подход к оптимальному управлению а ..
Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Производственная организация, предприятие, ..


Похожие документы из сходных разделов


Маркетинг: Менеджмент: Особенности российского менеджмента

II. МЕНЕДЖМЕНТ

3. Особенности российского менеджмента

Управление в России развивалось с древних времен.

Активизация развития взглядов на управление Россией отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления прои .. читать далее


Алесинская T.В. Основы логистики: Логистические системы

2. Основные понятия и определения

2.3. Логистические системы

Понятие ЛС является одним из базовых понятий логистики. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостнос .. читать далее


Сербин В.Д. Основы логистики: Анализ опыта организации сбытовых систем

2. Особенности организации распределительной логистики

2.3. Анализ опыта организации сбытовых систем

С технологической точки зрения наиболее распространены логистические системы двух видов:
– толкающие, когда предыдущее звено логистическо ..
читать далее