Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Яркина Т.В. Основы экономики .. | Стратегии бизнеса: Эволюция .. | Маркетинг: Менеджмент: Орган .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Орлов А.И. Математика случая .. |


Сербин В.Д. Основы логистики: Особенности сбытовых операций

2. Особенности организации распределительной логистики

2.2. Особенности сбытовых операций

Нетрудно заметить, что оценка эффективности логистических операций будет зависеть от формы представления полезного эффекта и способа учета затрат на его достижение. Форма представления полезного эффекта операции распределительной логистики в основном устанавливается потребителями (покупателями). Если мы не занимаемся самообманом, то должны ориентироваться не на наши представления о результативности выполняемых нами логистических операций, а на оценке их нашими потребителями. При поставке (продаже) продукции потребителя интересует качество и цена товара, доступность его получения и простота эксплуатации, внешняя привлекательность и престиж, а также многое другое, что составляет потребительские свойства товаров и услуг.

Общие затраты на осуществление логистических операций можно представить как текущие и единовременные. По отношению к полезному эффекту, их целесообразно распределять: на прямые (т. е. непосредственно связанные с его получением) и косвенные. При этом косвенные затраты лишь опосредованным образом влияют на получение эффекта. Разумеется, затраты делятся:
- по видам используемых ресурсов;
- по калькуляционным статьям;
- по другим введенным признакам.

Какой бы способ планирования и учета затрат мы не приняли, основным критерием правомерности нашего выбора должны быть полнота и достоверность их отражения.

Определенным образом организованную совокупность логистических операций, обеспечивающих достижение общих целей, мы называем логистической цепью. Подобное представление о логистических цепях разделяется не всеми [2, 4, 7, 8]. Одни считают, что «логистическая цепь - линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складов общего пользования и т.д.), осуществляющих логистические операции...»; другие - что «логистическая форма организации межфирменного взаимодействия - логистические цепи». В маркетинге все, что мы процитировали, принято называть каналами распределения [3], но в таком случае возникает терминологическая путаница.

Даже если не обращать внимания на лингвистику, то и в практическом смысле более корректно подразумевать под логистической цепью не только и не столько участников сбытового процесса, сколько совокупность логистических операций, объединенных общностью как результатов, так и, естественно, участников сбытовой деятельности. Из этого можно заключить, что логистические цепи обладают следующими основными свойствами:
- системность (под которой подразумевается, что каждая отдельно взятая операция не образует логистическую цепь, а она возникает лишь в определенном состоянии логистических операций);
- устойчивость, т. е. способность логистической цепи сохраняться до полного выполнения задач ее организации;
- гибкость, т. е. изменчивость состава (звеньев) цепи с учетом изменения задач и функций;
- адаптивность, т. е. постоянную настройку элементов цепи на изменяющуюся конъюнктуру рынка;
- эффективность, т. е. логистическая цепь сохраняется до тех пор, пока это выгодно всем ее участникам.

В свойствах реальных логистических цепях заложены и основные их преимущества [1, 4, 8]:
– добровольное объединение ресурсов и усилий субъектов распределительной логистики для достижения общесистемных целей;
– технологическое и организационное сопряжение логистических операций для минимизации потерь несопряженности;
– экономическое единство выражения конечного результата функционирования логистической цепи по каждой операции и для каждого участника;
– совместное генерирование идей, обеспечивающих повышение эффективности распределительной логистики.

Все разнообразие возможных логистических цепей предлагается классифицировать по следующим основным признакам:
1)    по количеству звеньев (операций) двух-, трех- и многозвенных цепей;
2)    по составу участников (внутренние, когда участниками цепи являются только подразделения предприятия, и внешние, т. е. цепи, образуемые как результат взаимодействия экономически самостоятельных субъектов);
3)    по времени действия (постоянные или долговременные, периодического действия и разовые);
4)    по обслуживаемым рынкам (глобальные, региональные и локальные цепи).

Предложенная нами классификация не может охватить все разнообразие логистических цепей, поэтому сосредоточим внимание лишь на определяющем признаке - количестве звеньев и, главным образом, на составе участников логистических цепей.

Как мы уже отмечали, по составу участников логистические цепи распределительной логистики различаются на двух-, трех- и многозвенные, но важно отметить, что формально они совпадают с каналами сбыта.

Простейшая логистическая цепь, получившая название прямого сбыта, включает только двух участников: товаропроизводителя и потребителя. Обычно она целесообразна при значительных объемах потребления или при изготовлении продукции на заказ (в частности, при создании инвестиционного продукта). Розничное звено между товаропроизводителем и покупателем появляется тогда, когда есть небольшие покупки массового товара массовым потребителем (обычно товары широкого потребления). Впрочем, именно по товарам массового спроса подразделения розничной сети редко взаимодействуют с товаропроизводителями (за исключением, пожалуй, супермаркетов). Им экономически выгоднее покупать товар у посредника, роль которого чаще всего выполняет оптовое звено (торгово-закупочная база, оптовый склад и т.п.) [3].

Возможные участники логистических цепей представлены на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Участники логистических цепей

Роли дилера, дистрибьютора и торгового представительства в логистической цепи обычно определяются степенью их самостоятельности. Торговое представительство чаще всего является дочерним предприятием товаропроизводителя и обладает тем большей экономической самостоятельностью, чем дальше территориально расположено от головного завода. Дистрибьютора отличает от дилера, помимо масштаба продаж, то, что он не только перепродает товар, но и принимает на себя ответственность за операции физического распределения, т. е. хранение, транспортировку, подготовку к потреблению [3].

Кроме приведенных на рис. 2.2 участников логистических цепей, возможны такие их представители, как торговые агенты, брокеры, комиссионеры и др. При выборе варианта логистической цепи необходимо руководствоваться следующими критериями:
- полнота (своевременность и комплектность выполнения заказов потребителей);
- минимум предельных затрат на единицу прироста полезного эффекта сбытовой деятельности;
- возможность возмещения дефектных товаров и организация сервиса;
- экономическая выгода для каждого участника логистической цепи (при сохранении конкурентоспособности товара на рынке).

Формальная целостность логистической цепи распределительной логистики - есть не что иное, как номинальное единство интересов всех участников. Реально приходится всегда поддерживать баланс интересов на основе различных методов сотрудничества (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Методы сотрудничества участников логистической цепи

Производитель

Посредник

Потребитель

Выпуск нового товара

Помощь в продвижении на рынок

Сопряжение технологии производства и потребления

Поставка товара

Согласование графиков поставки

Согласование параметров поставки

Ценообразование

Поддержание конкурентных цен

Цена полезного эффекта

Финансирование

Предварительная оплата

Коммерческое кредитование

Продвижение товара

Участие в рекламных кампаниях

Активные нововведения

Указанные методы сотрудничества между участниками логистической цепи - это скорее исключение, нежели правило для отечественного бизнеса. Достаточного прогресса сотрудничество достигает в условиях долговременных хозяйственных связей по продукции производственно-технического назначения, где временные уступки одного участника сегодня могут быть компенсированы в будущем, где полезный эффект сотрудничества может быть распределен между участниками по справедливости. Отсутствие сотрудничества порождает конфликты, перерастающие в конфронтацию, что неизбежно ведет к разрушению целостности логистических цепей распределительной логистики.

Интегрированные логистические цепи образуют логистические системы. Наилучшим вариантом логистической системы будет вариант, когда эта система строится как адаптивная (с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции), состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.

Логистические системы могут быть как автономными, т. е. независимыми, так и релятивными, т. е. относительно зависимыми.

По характеру взаимосвязи между элементами различают простые и эшелонированные (многоуровневые) системы. По способу организации можно выделить системы, построенные на принципах субординации (соподчиненности) и координации (взаимозависимости), т. е. субординированные и координированные системы. По масштабам охвата сбытовых процессов правомерно выделять макро- и микрологистические системы. Макрологистические системы распределительной логистики достаточно работоспособны в рамках промышленно-финансовых групп или холдингов, а микрологистические системы вполне применимы для моделирования сбытовой деятельности предприятия.

При построении логистических систем распределительной логистики необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
1)    сопряженность технологий производства и сбыта продукции;
2)    организационное обеспечение системы на основе специальных и функциональных подразделений;
3)    информационное обеспечение системы (наличие технических и программных средств обработки информации);
4)    кадровое обеспечение системы, включающее высококвалифицированных  маркетологов;
5)    правовое обеспечение системы и надежные хозяйственные связи между всеми ее участниками;
6)    непротиворечивость интересов участников системы или достижение баланса интересов на основе взаимных компромиссов;
7)    постоянная нацеленность системы на совершенствование.



Похожие по содержанию материалы:
Гриненко С.В. Экономика недвижимости: Управление рынком недвижимости ..
Нечисловая статистика: Экстремальные статистические задачи ..
Орлов А.И. Эконометрика: Проверка однородности двух биномиальных выборок ..
Миссия организации: сущность, содержание - Основы менеджмента ..
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Нематериальные ресурсы и активы ..
Стратегии бизнеса: Эволюция организационных форм бизнеса ..
Маркетинг: Менеджмент: Организация как система управления. Жизненный цикл и типы организаций. Страте ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Конструкторская подготовка производства на ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Независимые испытания ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Экспертиза бизнес-проектов и бизнес-планов ..
Основы менедмента: Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы - Основы менедж ..
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Финансовые ресурсы предприятия ..
Стратегии бизнеса: Оценка стоимости бизнеса ..


Похожие документы из сходных разделов


Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Основные виды стоимости недвижимости


2. Оценка недвижимости

2.2. Основные виды стоимости недвижимости

Различным целям оценки недвижимости соответствует несколько видов стоимости.

Рыночная стоимость объекта оценки – наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуж .. читать далее


Асаул А.Н., Денисова И.В. Индивидуальное жилищное строительство - перспективное направление развития сельских поселений (на примере Ленинградской области)

Глава II. развитие индивидуального  жилищного строительства  в сельской местности

2.2. Проблемы, сопутствующие развитию индивидуального
жилищного строительства

Развитие ИЖС в сельской местности невозможно осуществлять обособленно от других сфер хозяйства региона. В связи с этим авторы подчеркивают необходимость взаимосвязи развития И .. читать далее


Менеджмент организации: Основы менеджмента: Природа управления и исторические тенденции его развития

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Природа управления и исторические тенденции его развития

Каждый человек многое знает об экономике, поскольку люди живут в экономической среде.

Экономика – законы ведения домашнего хозяйства. На практике это понятие применяется к объектам различного уровня и масштаба: предприятие, отрасль, национальное хо .. читать далее