Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Гончарук В.А. Маркетинговое .. | Дворникова Е. Маркетинговые .. | Теория принятия решений: Инт .. | Теория принятия решений: Инт .. | Стратегии бизнеса: Трансформ .. |


Маркетинг: Менеджмент: Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента

II. МЕНЕДЖМЕНТ

1. Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента

В общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления. Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, регламентирующие аспекты функционирования объекта управления (управленческие команды); объект управления, получая управленческие команды, функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Условием управленческой связи являются не только возможность вырабатывать управленческие команды, но и готовность эти команды выполнять. В связи с этим следует различать наличие у работников необходимых каналов связи и передачи информации, доступность необходимой техники управления (организационно-технические аспекты управления.) и наличие у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (мотивационный аспект). Механизм мотивирования должен, во-первых, обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления; во-вторых, увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

Одной из подсистем управления является подсистема саморазвития системы управления, что отражает возникновение в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей. Подсистема саморазвития управления является генератором качеств, несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и практического воплощения. Данная подсистема является источником и проводником потребности системы управления в самосовершенствовании и одновременно носителем механизма, посредством которого осуществляется развитие системы. Подсистема саморазвития системы: 1) обеспечивает потребность системы управления в регулярном обновлении, тесно примыкает к информационно-поведенческой подсистеме системы управления; 2) обеспечивает развитие системы управления.

Развитие управления организацией является частью общего поступательного движения общества. Поэтому независимо от того, какую роль играет управление в тех или иных социально-экономических условиях, его преобразование всегда задается общим направлением развития общества. Развитие управления – это не разовые преобразования управления с целью достижения «наилучшего» состояния управления, а непрекращающийся во времени процесс. Однако развитие управления происходит скачкообразно. Поэтому оно преимущественно осуществляется путем сознательных и целенаправленных преобразований. Следует отличать развитие управления от его совершенствования. Развитие управления – это разворачивающийся во времени процесс его перехода из одного состояния в другое, который характеризуется наличием качественных преобразований управления по определенному критерию характеристик системы управления. Для совершенствования управления характерно сравнение состояния системы управления с наилучшим по определенному критерию. Развитие управления и его совершенствование – это разноплановые явления, более глубинным фундаментальным и, соответственно, определяющим среди которых является развитие управления. Следует обратить внимание на следующие факты: во-первых, состояние развития управления находится в сильной зависимости от уровня развития производительных сил. Во-вторых, все или подавляющее большинство подходов к решению проблем развития управления связаны с отработанным в прошлом опытом решения аналогичных проблем.

Развитие управления осуществляется в соответствии с определенной логикой, проявляющейся через систему следующих принципов:
1) независимо от содержания, преобразование должно начинаться с преобразования исходных целей, задающих построение управления;
2) необходимость и направленность развития преимущественно определяются содержанием новых задач, возникающих перед организацией;
3) ограничительным фактором любого преобразования являются кадры: люди не только приводят в движение, но и тормозят развитие, причем не обязательно сознательно.

К основным категориям теории управления относятся: система управления, субъект и объект управления, управленческие отношения, цели управления, принципы и методы, функции, модели и технологии управления; стиль управления; управленческое решение; эффективность и совершенствование управления.



Похожие по содержанию материалы:
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Предмет оптимизации: Производство ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Предмет оптимизации: Финансово-экономическая служба ..
Теория принятия решений: Основные идеи асимптотической математической статистики интервальных данных ..
Теория принятия решений: Интервальные данные в задачах оценивания характеристик распределения ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Внедрение ..
Дворникова Е. Маркетинговые коммуникаций и их роль в построении бренда ..
Теория принятия решений: Интервальные данные в задачах проверки гипотез ..
Теория принятия решений: Интервальный кластер-анализ ..
Стратегии бизнеса: Трансформации бизнеса ..
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Использование рычагов при выполнении инвестиционного ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Логистические системы ..
Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения - Основы менеджмента ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Влияние на рынок недвижимости социально-экономическ ..


Похожие документы из сходных разделов


Управление персоналом: Организационный контекст управления персоналом

Глава 2. Организационный контекст управления персоналом

Понятие “организация” произошло от французского “organisation; organiser” - устраивать, создавать; объединить, сплотить; упорядочивать. Этим словом можно определять: