Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Почему надо изучать национальные системы и национальные стили инноваций2. Теория системного подхода к инновациям 2.1. Почему надо изучать национальные системы и национальные стили инноваций В теории международной торговли доглобального периода стандартным являлось предположение, что производственные факторы (труд и капитал) остаются в национальных границах, в то время как знания свободно преодолевают последние. Продуктовая специализация национальных рынков, следовательно, отражает пропорции этих факторов, а не базы знаний. Однако, если мы попытаемся ревизовать эту схему анализа, то мы быстро усмотрим существенность национальных систем и стилей инноваций. Как отмечено выше, экономический успех, особенно в долгосрочной перспективе, отражает инновации в продуктах, процессах, рынках и организациях, в то время как размещение этих ресурсов становится менее важным. Следует подчеркнуть фундаментальное отличие в основе этого анализа -- все последствия внедрения конкретных инноваций в процессе никогда нельзя полностью предвидеть. Если мы добавим, что компетенции, искусства неравномерно распределены между индивидуальностями, организациями, регионами и нациями, то мы введем важность обучения и его национальные особенности в этот анализ. Специфические национальные особенности обучения могут быть особенно эффективными в частных отраслях, особенно в условиях радикальных технологических изменений. Фирмы или страны, где все внимание фокусируется на размещении существующих ресурсов наилучшим образом в производстве существующих продуктов по неизменным технологиям, будут неизбежно стагнировать. Следовательно, успех инноваций более важен, чем эффективное размещение имеющихся ресурсов Обучение включает четыре институциональных компонента: Институты понимаются как нормы, обычаи и правила, глубоко проникшие в сознание общества. Они играют главную роль в определении того, как люди относятся друг к другу, как они учатся и используют свои знания. Если институты определяют «как делаются вещи» и «какое место занимает в этом обучение», то при рассмотрении экономической структуры важно «что сделано» и, следовательно, «что изучено». Очевидно существо NSI в том, что в разных странах различна степень связи между структурой и институтами Даже если тенденции к глобализации инновационной активности усилятся, следует учитывать различия в таких национальных факторах, как монетария, налоговая политика, рынок труда, социальная политика. Национальные системы инноваций интегрируются в интегральную экономику и это ключ к пониманию их внутренней динамики. Национальные системы инноваций учитывают комбинацию тех или иных отраслей, а, следовательно, и стилей инноваций. Возможно в некоторых случаях будет доминировать тот или иной стиль. Стиль может быть отнесен к различным путям производства продуктов в контексте обучения и инноваций. В этой связи в “Знать -- что” относится к знаниям о “фактах”. Это может относиться к тому, как живут люди в конкретном городе, что является инградиентом конкретных продуктов и т.д. То есть это то, что обычно зовется информацией. “Знать -- почему” относится к знаниям о принципах и законах природы, человеческом мышлении и обществе. Этот род знаний предельно важен для понимания технологического развития в конкретных отраслях. “Знать как” относится к искусствам, способностям что-то делать. “Знание -- кто” -- типичный род знаний внутри фирмы или исследовательской команды. Так как комплексный характер базы знаний увеличивает необходимость кооперации, то одним из наиболее важных знаний для формирования сетей организаций является “знание -- кто”. Оно носит междисциплинарный характер и включает информацию о том, кто знает что и как делать. Таким образом, необходимая для инноваций база знаний включает четыре элемента, на которые разделяется стиль инноваций: – На каких фактах следует сфокусировать внимание? |