Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Должностные инструкции: Комп .. | Менеджмент организации: Экон .. | Орлов А.И. Математика случая .. | Менеджмент организации: Экон .. | Должностные инструкции: Заве .. |


Маркетинг: Экономика: Антимонопольное регулирование

I. ЭКОНОМИКА

17. Антимонопольное регулирование

Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике.

В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные па ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики.

В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы.

Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослабление конкуренции. Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого.

В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей, а с другой – призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

Важнейшим средством регулирования деятельности монополии является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации. Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:
– контроль за ценами;
– контроль за слияниями компаний.

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Правительство предпринимает меры против того, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, если одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объединение последовательно связанных производств типа угольных, сталелитейных и автомобильных компаний) закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.

Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой монополистических отношений в нашей экономике.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте 1991 г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного санкционирования товарных рынков.

Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает 35 % – величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1991 г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

12 июля 1999 г. Правительством было принято Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной поддержке предпринимательства (МАП России). Его территориальные органы:
-       предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
-       направляют рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решении об осуществлении контррекламы;
-       направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о ее приостановлении или достаточном аннулировании;
-       направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.



Похожие по содержанию материалы:
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Ребрин Ю.И. Управление качеством: История развития систем управления качеством ..
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Инновационная составляющая стратегич ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Этапы развития логистики ..
Должностные инструкции: Комплектовщик предприятия торговли ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Экономический выбор. Граница производственных возможно ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Современное представление о ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Банковская система. Процесс создания банками денег. Ба ..
Должностные инструкции: Заведующий бюро пропусков ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Подходы к консультированию ..
Орлов А.И. Менеджмент: Основы теории управления ..
Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка - Основы менеджмента ..
Должностные инструкции: Помощник директора по социальным вопросам ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Экономическая теория: Рынки факторов производства

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

18. Рынки факторов производства

В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику: он имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующи .. читать далее


Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Общая характеристика предприятия

1. Предприятие в условиях рыночной экономики

1.1. Общая характеристика предприятия

1.1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.