Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Татарова А.В. Оценка недвижи .. | Должностные инструкции: Заве .. | Нечисловая статистика: Виды .. | Орлов А.И. Эконометрика: Стр .. | Алгоритмы преобразований в б .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Олигополия

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

17. Олигополия

Для олигополии характерны три признака:
– в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;
– кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;
– в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае колебаний спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо (рис. 17.1).

Рис. 17.1. Кривая AVC и MC в условиях олигополии в краткосрочном периоде

Согласно закону убывающей отдачи, если один из факторов производства (капитал) остается неизменным (напомним, что мы рассматриваем краткосрочный период), то по мере ввода в производство дополнительных единиц переменного фактора (труда) средние переменные издержки начинают падать. Затем они достигают своего минимума, и если не прекратить привлечение новых единиц труда, то AVC начнут возрастать. Но это верно, если мы считаем капитал как нечто неделимое.

Как же ведет себя фирма-олигополист в краткосрочном периоде? Обычно на основе изучения рынка фирмы определяют свою нормальную кривую спроса, которая отражает, какой объем товара в среднем они могут реализовать на рынке при каждой цене. Зная потенциальный спрос, они устанавливают оборудование с учетом его ожидаемых вариаций. «Нормальная» кривая спроса используется для определения первоначальной «нормальной» цены товара (рис. 17.2).

Рис. 17.2. Неизменность цен при варьировании спроса

Так как любая фирма максимизирует свою прибыль при MR = MC, а кривые AVC и МС совпадают, то соответствующие значения цены и объема определяются пересечением кривых MR и MC=AVC (А'А). Цена РN – «нормальная» цена. Она берется за основу и в случае изменений спроса (кривые D1 и D2 на рис. 17.2,б) не меняется, а объемы продукции уменьшаются (до q1) или увеличиваются (до q2).

Следует иметь в виду, что удержание цен целесообразно, если в определенных рамках объема выпуска удается сохранять неизменными средние переменные издержки. Когда фирма имеет классическую U-образную кривую AVC, попытки удержать цену и сократить объем производства (при падении спроса) приведут к потерям.

Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, необходимо знать ответную реакцию конкурентов на возможное изменение цен олигополистом. Поскольку их действия не поддаются детерминированию, создать единую теорию поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде пока не удается.



Похожие по содержанию материалы:
Менеджмент организации: Экономическая теория: Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты. Кривая ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Инновации – движущий фактор глобальной конк ..
Маркетинг: Экономика: Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор ..
Маркетинг: Экономика: Типы экономических систем ..
Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью: Рынок недвижимости ..
Должностные инструкции: Заведующий общежитием ..
Нечисловая статистика: Виды нечисловых данных ..
Орлов А.И. Эконометрика: Структура эконометрики ..
Алгоритмы преобразований в бизнесе: Динамика консалтингового рынка ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Маркетинг: Экономика: Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM ..
Маркетинг: Экономика: Экономический рост и развитие ..
Маркетинг: Экономика: Валютный курс ..


Похожие документы из сходных разделов


Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Организация труда на предприятии: содержание, принципы и основные факторы

1. Организация труда на предприятии

Одним из важнейших направлений обеспечения социальной направленности рыночной экономики является рационально построенная организация труда на всех уровнях управления. Организованный на научной основе труд является ведущим фактором роста его производительности и сниж .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Антимонопольное регулирование

I. ЭКОНОМИКА

17. Антимонопольное регулирование

Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике.

В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные па ограничение пр .. читать далее


Менеджмент организации: Экономическая теория: Рынки факторов производства

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

18. Рынки факторов производства

В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику: он имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующи .. читать далее