Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Тычинский А.В. Управление ин .. | Алесинская T.В. Основы логис .. | Должностные инструкции: Комп .. | Менеджмент организации: Экон .. | Орлов А.И. Математика случая .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Монополистическая конкуренция

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

16. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренциятакой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Основные черты монополистической конкуренции:
– как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены;
– как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля;
– отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен;
– экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку).

Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.

Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.

Рис. 16.1. Выбор оптимального объема

На рис. 16.1, а, отражена кривая спроса для фирмы DSR, кривая рыночного спроса имеет более крутой наклон. Максимизирующий прибыль объем производства QSR определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Цену РSR, соответствующую оптимальному объему производства, отражает кривая спроса DSR, так как данная цена превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль, равную (РSR - АСSR) * QSR.

Если же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнить цену продукции РSR со средними переменными издержками АSR. Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.

На долговременном этапе получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:
– спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается;
– приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса DLR будет соприкасаться с кривой средних издержек (рис.16.1,б).

В результате в длительном периоде создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю). Наилучший объем для фирмы определяется MR=MC при Р>ATCmin.

Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность

В отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Кроме того, фирмы на данном типе рынка имеют резервные мощности, следовательно, объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки (QLR<Q(ATCmin).

С другой стороны, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика, цена и объем производства не многим отличаются от тех, которые существовали бы на рынке совершенной конкуренции. Нельзя также игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической конкуренции.



Похожие по содержанию материалы:
Прикладная статистика: Маркетинговые опросы потребителей ..
Маркетинг: Экономика: Фискальная политика государства ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Ребрин Ю.И. Управление качеством: История развития систем управления качеством ..
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Инновационная составляющая стратегич ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Этапы развития логистики ..
Должностные инструкции: Комплектовщик предприятия торговли ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Экономический выбор. Граница производственных возможно ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Современное представление о ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Банковская система. Процесс создания банками денег. Ба ..
Должностные инструкции: Заведующий бюро пропусков ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Подходы к консультированию ..
Орлов А.И. Менеджмент: Основы теории управления ..


Похожие документы из сходных разделов


Предмет курса - Основы менеджмента

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

Логическая структура раздела


читать далее
Должностные инструкции: Торговый брокер
Должностные инструкции

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ТОРГОВОГО БРОКЕРА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Брокера торгового.

1.2. Брокер торговый назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим т .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Олигополия

I. ЭКОНОМИКА

16. Олигополия

Для олигополии характерны три признака:
– в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;
– кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;
– в отрасли функционирует по крайне ..
читать далее