Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Ребрин Ю.И. Управление качес .. | Тычинский А.В. Управление ин .. | Алесинская T.В. Основы логис .. | Должностные инструкции: Комп .. | Менеджмент организации: Экон .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

15. Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация

Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом;
2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);
3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и понижение издержек на единицу продукции.

Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу.

Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой.

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация проводится:
– по объему покупки (опт и розница);
– покупателю (по доходам, возрасту). Например продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, т.к. они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее, и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);
– разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы и отрасли совпадают (рис. 15.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и объема в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем, которая позволит получить максимальную прибыль.

Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 15.1)

MR=MC.

В отличие от рынка совершенной конкуренции цена монополиста превышает MC

P>MC=MR.

Таким образом Pm и Qm – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Qm был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по Pk (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как Pm> Pk, а Pm> MR=MC, следовательно, PmPk – величина монопольной власти (L). Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене

.

Рис. 15.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом

То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm>Pz (себестоимость QM), величину прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.



Похожие по содержанию материалы:
Должностные инструкции: Заведующий хозяйством предприятия торговли ..
Прикладная статистика: Маркетинговые опросы потребителей ..
Маркетинг: Экономика: Фискальная политика государства ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Ребрин Ю.И. Управление качеством: История развития систем управления качеством ..
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Инновационная составляющая стратегич ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Этапы развития логистики ..
Должностные инструкции: Комплектовщик предприятия торговли ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Экономический выбор. Граница производственных возможно ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Современное представление о ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Банковская система. Процесс создания банками денег. Ба ..
Должностные инструкции: Заведующий бюро пропусков ..
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Подходы к консультированию ..


Похожие документы из сходных разделов


Орлов А.И. Менеджмент: Что такое менеджмент?

ЧАСТЬ 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ

1.1. ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ?

 Начнем с определения основных понятий, затем кратко рассмотрим историю и современное состояние менеджмента.

1.1.1. Определения основных понятий менеджмента

 В англо-русском словаре [1] есть слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Монополистическая конкуренция

I. ЭКОНОМИКА

15. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренциятакой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее .. читать далее


Менеджмент организации: Экономическая теория: Монополистическая конкуренция

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

16. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренциятакой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от пр .. читать далее