Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Должностные инструкции: Заве .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Управление персоналом: Основ .. | Асаул А.Н., Карасев А.В. Эко .. | Менеджмент организации: Экон .. |


Маркетинг: Экономика: Монополия

I. ЭКОНОМИКА

14. Монополия

Монополия – это фирма (отрасль), производящая продукцию, не имеющую заменителей. Поэтому фирма – монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторитаристским правом, патентом;
2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);
3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу.

Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой.

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация монополиста проводится:
1) по объему покупки (опт и розница);
2) покупателю (по доходам, возрасту). Например, продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, так как они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);
3) разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы и отрасли совпадают (рис. 14.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и объема (в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем), которая позволит получить максимальную прибыль.

Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 14.1):

MR=MC.

В отличие от рынка современной конкуренции, цена монополиста превышает MC

P>MC=MR.

Таким образом Pm и Qm – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Qm был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по Pk (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как Pm> Pk, а Pm> MR=MC, следовательно Pm Pk – величина монопольной власти(L). Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене

.

Рис. 14.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом

То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm> Pz (себестоимость QM), величину прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.



Похожие по содержанию материалы:
Маркетинг: Экономика: Макроэкономическое равновесие в модели «Кейнсианский крест» ..
Прикладная статистика: Применение случайной выборки ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Макроэкономическое равновесие в модели Кейнсианский кр ..
Стратегии бизнеса: Деловые сделки, обмены, гаранты ..
Должностные инструкции: Заведующий складом ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Инновации – движущий фактор глобальной конк ..
Управление персоналом: Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Классификация объектов недвижимости ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Денежное обращение (М. Фридман), сеньораж. Количествен ..
Маркетинг: Экономика: Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых ден ..
Теория принятия решений: Последствия принятия решений для научно-технического и экономического разви ..
Маркетинг: Экономика: Банковская система. Процесс создания банками денег. Банковский мультипликатор ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Полити ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Экономическая теория: Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

15. Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация

Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая защищена от конкуренции юридически: авторск ..
читать далее


Орлов А.И. Менеджмент: Что такое менеджмент?

ЧАСТЬ 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ

1.1. ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ?

 Начнем с определения основных понятий, затем кратко рассмотрим историю и современное состояние менеджмента.

1.1.1. Определения основных понятий менеджмента

 В англо-русском словаре [1] есть слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Монополистическая конкуренция

I. ЭКОНОМИКА

15. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренциятакой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее .. читать далее