Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

документы по экономике, мене .. | Ребрин Ю.И. Управление качес .. | Тычинский А.В. Управление ин .. | Алесинская T.В. Основы логис .. | Должностные инструкции: Комп .. |


Менеджмент организации: Экономическая теория: Рынок совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

14. Рынок совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков

Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), характерными чертами которого являются:
– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;
– предлагаемая ими продукция является однородной;
– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;
– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельного дохода (рис. 14.1)

.

Рис. 14.1. График предельного и совокупного дохода

Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль

.

Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства

.

1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 14.2).

2. При оптимальном производстве МС=Р=АС, фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости (рис. 14.3).

3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. 14.4).

4. Если Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 14.5).

5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. 14.3); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.

Рис. 14.2. Максимизация прибыли

Рис. 14.3. Равновесие фирмы в длительном периоде

Рис. 14.4. Минимизация издержек

Рис. 14.5. Выход фирмы из отрасли в короткий период

Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

На рис. 14.6 и 14.7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.

Рис. 14.6. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня

Рис. 14.7. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня

Недостатки рынка совершенной конкуренции:
– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;
– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
– не может распространяться на производство общественных благ;
– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.



Похожие по содержанию материалы:
Должностные инструкции: Инженер по охране труда ..
Должностные инструкции: Заведующий хозяйством предприятия торговли ..
Прикладная статистика: Маркетинговые опросы потребителей ..
Маркетинг: Экономика: Фискальная политика государства ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Ребрин Ю.И. Управление качеством: История развития систем управления качеством ..
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Инновационная составляющая стратегич ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Этапы развития логистики ..
Должностные инструкции: Комплектовщик предприятия торговли ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Экономический выбор. Граница производственных возможно ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Современное представление о ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Банковская система. Процесс создания банками денег. Ба ..
Должностные инструкции: Заведующий бюро пропусков ..


Похожие документы из сходных разделов


Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Проблемы и задачи российских коммерческих предприятий

1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

1.1. Проблемы и задачи российских коммерческих предприятий

В силу исторических причин российский рынок характеризуется отсутствием значительного предпринимательского опыта и отсутствием опыта потребительского. Экономические условия быстро меняются. Слабая правовая база обуславливает наличие у предприятий теневого оборота наряд .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Монополия

I. ЭКОНОМИКА

14. Монополия

Монополия – это фирма (отрасль), производящая продукцию, не имеющую заменителей. Поэтому фирма – монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторитаристским правом, патентом;
2) открытая – не имеет специальной за ..
читать далее


Менеджмент организации: Экономическая теория: Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

15. Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация

Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая защищена от конкуренции юридически: авторск ..
читать далее