Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Стратегии бизнеса: Деловые с .. | Должностные инструкции: Заве .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Управление персоналом: Основ .. | Асаул А.Н., Карасев А.В. Эко .. |


Маркетинг: Экономика: Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть

I. ЭКОНОМИКА

13. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть

Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), характерными чертами которого являются:
– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;
– предлагаемая ими продукция является однородной;
– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;
– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой предельного дохода (рис. 13.1):

.

Рис. 13.1. График совокупного и предельного доходов на конкурентном рынке

Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующим прибыль:

.

Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства

.

1. Если при оптимальном объеме производства Qmax P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 13.2).

2. Если при оптимальном производстве МС=Р=АС, то фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. будет работать в режиме самоокупаемости (рис. 13.3).

3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков), (рис. 13.4).

4. Если Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 13.5).

5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. 13.3); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.

Рис. 13.2. Механизация прибыли

Рис. 13.3. Равновесие фирмы в длительном периоде

Рис. 13.4. Минимизация издержек

Рис. 13.5. Выход фирмы из отрасли в короткий период

Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

На рис. 13.6 и 13.7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.

Рис. 13.6. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня

Рис. 13.7. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня

Недостатки рынка совершенной конкуренции:
– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;
– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
– не может распространяться на производство общественных благ;
– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.



Похожие по содержанию материалы:
Менеджмент организации: Экономическая теория: Модели сбережения, потребления, инвестиций ..
Маркетинг: Экономика: Макроэкономическое равновесие в модели «Кейнсианский крест» ..
Прикладная статистика: Применение случайной выборки ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Макроэкономическое равновесие в модели Кейнсианский кр ..
Стратегии бизнеса: Деловые сделки, обмены, гаранты ..
Должностные инструкции: Заведующий складом ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Инновации – движущий фактор глобальной конк ..
Управление персоналом: Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента ..
Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости: Классификация объектов недвижимости ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Денежное обращение (М. Фридман), сеньораж. Количествен ..
Маркетинг: Экономика: Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых ден ..
Теория принятия решений: Последствия принятия решений для научно-технического и экономического разви ..
Маркетинг: Экономика: Банковская система. Процесс создания банками денег. Банковский мультипликатор ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Экономическая теория: Рынок совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

14. Рынок совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков

Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), характерными чертами которого являются:
– на рынке взаимод ..
читать далее


Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Проблемы и задачи российских коммерческих предприятий

1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

1.1. Проблемы и задачи российских коммерческих предприятий

В силу исторических причин российский рынок характеризуется отсутствием значительного предпринимательского опыта и отсутствием опыта потребительского. Экономические условия быстро меняются. Слабая правовая база обуславливает наличие у предприятий теневого оборота наряд .. читать далее


Маркетинг: Экономика: Монополия

I. ЭКОНОМИКА

14. Монополия

Монополия – это фирма (отрасль), производящая продукцию, не имеющую заменителей. Поэтому фирма – монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторитаристским правом, патентом;
2) открытая – не имеет специальной за ..
читать далее