Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Прикладная статистика: Марке .. | Маркетинг: Экономика: Фискал .. | документы по экономике, мене .. | Ребрин Ю.И. Управление качес .. | Тычинский А.В. Управление ин .. |


Орлов А.И. Эконометрика: Эконометрика сегодня

Глава 1. Структура современной эконометрики

1.1.Эконометрика сегодня

Статистические (эконометрические) методы используются в зарубежных и отечественных экономических и технико-экономических исследованиях, работах по управлению (менеджменту). Применение прикладной статистики и других статистических методов дает заметный экономический эффект. Например, в США - не менее 20 миллиардов долларов ежегодно только в области статистического контроля качества. В 1988 г. затраты на статистический анализ данных в нашей стране оценивались в 2 миллиарда рублей ежегодно [1]. Согласно расчетам сравнительной стоимости валют на основе потребительских паритетов (см. главу 7), эту величину можно сопоставить с 2 миллиардами долларов США. Следовательно, объем отечественного "рынка статистических и эконометрических услуг" был на порядок меньше, чем в США, что совпадает с оценками и по другим показателям, например, по числу специалистов.

Публикации по новым статистическим методам, по их применениям в технико-экономических исследованиях, в инженерном деле постоянно появляются, например, в журнале "Заводская лаборатория", в секции "Математические методы исследования". Надо назвать также журналы "Автоматика и телемеханика" (издается Институтом проблем управления Российской академии наук), "Экономика и математические методы" (издается Центральным экономико-математическим институтом РАН).

Однако необходимо констатировать, что для большинства менеджеров, экономистов и инженеров эконометрика является экзотикой. Это объясняется тем, что в вузах современным статистическим методам почти не учат. Во всяком случае, по состоянию на 2001 г. каждый квалифицированный специалист в этой области - самоучка.

Этому выводу не мешает то, что в вузовских программах обычно есть два курса, связанных со статистическими методами. Один из них - "Теория вероятностей и математическая статистика". Этот небольшой курс читают специалисты с математических кафедр и успевают дать лишь общее представление об основных понятиях математической статистики. Кроме того, внимание математиков обычно сосредоточено на внутриматематических проблемах, их больше интересует доказательства теорем, а не применение современных статистических методов в задачах экономики и менеджмента. Другой курс - "Статистика" или "Общая теория статистики", входящий в стандартный блок экономических дисциплин. Его читают экономисты, не всегда хорошо подкованные в математике. Фактически он является введением в прикладную статистику и содержит первые начала эконометрических методов (по состоянию на 1900 г.). Учебники по "Общей теории статистики" являются неисчерпаемой копилкой математико-статистических ошибок, они порождают поток публикаций, разоблачающих эти ошибки (см., например, [2]). Ничего удивительного в этом нет - такие учебники писали и пишут высококвалифицированные в своей области экономисты, однако они, как правило, плохо знают математику.

Эконометрика (как учебный предмет) призвана, опираясь на два названных вводных курса, вооружить экономиста, менеджера, инженера современным эконометрическим инструментарием, разработанным за последние 50-70 лет. Не владея эконометрикой, отечественный специалист - менеджер и инженер - оказывается неконкурентоспособным по сравнению с зарубежным. Во многих странах мира - Японии и США, Франции и Швейцарии, Перу и Ботсване и др. - статистическим методам обучают в средней школе, ЮНЕСКО постоянно проводят конференции по вопросам такого обучения [3] . В СССР и СЭВ, а теперь - по плохой традиции - и в России игнорируют этот предмет в средней школе и лишь слегка затрагивают его в высшей. Результат на рынке труда очевиден - снижение конкурентоспособности специалистов.

Обсудим сложившуюся ситуацию, уделив основное внимание статистическим методам в экономических и технико-экономических исследованиях, т.е. эконометрике.



Похожие по содержанию материалы:
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Показатели эффективности труда ..
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Управление и структура предприятия ..
Должностные инструкции: Инженер по охране труда ..
Должностные инструкции: Заведующий хозяйством предприятия торговли ..
Прикладная статистика: Маркетинговые опросы потребителей ..
Маркетинг: Экономика: Фискальная политика государства ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Ребрин Ю.И. Управление качеством: История развития систем управления качеством ..
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Инновационная составляющая стратегич ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Этапы развития логистики ..
Должностные инструкции: Комплектовщик предприятия торговли ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Экономический выбор. Граница производственных возможно ..
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Современное представление о ..


Похожие документы из сходных разделов


Теория принятия решений: Введение в теорию принятия решений

1. ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЦЕДУРЫ РАЗРАБОТКИ

И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1. Введение в теорию принятия решений

Сначала разберем несколько упрощенный пример задачи принятия решений при управлении организацией, а потом введем основные понятия теории принятия решений.

1.1.1. Пример задачи принятия решения

 Совет дир .. читать далее


Менеджмент организации: Экономическая теория: Прибыль бухгалтерская и экономическая

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

13. Прибыль бухгалтерская и экономическая

В экономической теории существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм:
– фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг;
– фирма – это о ..
читать далее


документы по экономике, менеджменту и маркетингу

I. Общие положения

1. Отдел материально-технического снабжения является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.

3. Отдел подчиняется непосредственно директору* предприятия.

*Коммерческому директору.

4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом ди .. читать далее