Асаул А.Н., Денисова И.В. Индивидуальное жилищное строительство - перспективное направление развития сельских поселений (на примере Ленинградской области)Глава I. Роль И место индивидуального жилищногостроительства в экономическом и социальном 1.1. Оценка современного уровня развития Ленинградской области При оценке инвестиционной и иной привлекательности направлений вложения средств (в нашем случае в развитие ИЖС в сельской местности) важными представляются исследования реальных параметров инвестиций и существующего уровня инвестиционного климата региона, в основе формирования которого лежат мероприятия инвестиционной политики. В условиях современной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежат инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы: выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата (рис. 1).
Под инвестиционным климатом Оценки инвестиционного климата колеблются в широком диапазоне от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. При этом степень благоприятности может оцениваться по-разному в зависимости от целей ее определения. В России существенным является различие формирования благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных инвесторов. Так, Ленинградская область по степени благоприятности для российских инвесторов занимает среди других российских регионов двенадцатое место, а для иностранных инвесторов – тринадцатое (табл. 1). .
На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти. На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов, как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой (табл. 2)
Основной капитал формировался в последние годы за счет собственных средств предприятий и заемных средств других организаций (табл. 4). 2. Энергоизбыточность (электроэнергии производится) в 2 раза больше, чем необходимо для потребления. 3. Богатые природные ресурсы. К видам ресурсов, добываемых в Ленинградской области, относятся древесина, глина, фосфориты, гранит, известняк, песок, мрамор и т.п. Имеются большие запасы сланца, который необходим для выработки электроэнергии, месторождения бокситов, используемые для расширения производства алюминия. Значительные водные ресурсы (50 тыс. водных объектов, рек и озер) позволяют развивать промышленность и энергетику.
4. Активно развивающийся туристический бизнес, чему способствует историко-культурный потенциал Ленинградской области. 5. Высококвалифицированный кадровый и научный потенциал. Улучшение инвестиционного климата Ленинградской области осуществляется по следующим направлениям: 1. Реализация комплекса мер государственной поддержки и защиты инвесторов, закрепляемого Законодательным собранием Ленинградской области. Работа проводится по следующим основным направлениям: развитие регионального инвестиционного законодательства и нормативно-правовой базы в сфере поддержки предпринимательства; формирование информационной открытости региона; создание развитой специализированной рыночной инфраструктуры, поддерживающей инвестиционный процесс; реструктуризация предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности [75]. 2. Увеличение доли частных инвестиций: российских, иностранных и смешанных, в том числе привлечение мелкого инвестора. Динамика доли инвестиций в основной капитал по Ленинградской области в общем объеме инвестиций в РФ представлена в табл. 5.
На сегодняшний день общая потребность региона в инвестиционных ресурсах составляет не менее 10 млрд. долл. США. На территории Ленинградской области зарегистрировано более 200 организаций с участием иностранного капитала малого и среднего бизнеса и под них разрабатывается ряд иностранных инвестиционных проектов. Малые предприятия выступают в роли поставщиков комплектующих для крупных компаний, что является стимулом для развития малых предприятий. К настоящему времени между Правительством Ленинградской области и иностранными и российскими инвесторами заключено более 30 договоров на осуществление инвестиционной деятельности на общую сумму планируемых инвестиций около 700 млн. долл. США, в том числе: с иностранными инвесторами – на сумму 655 млн. долл. США; с российскими инвесторами – на сумму около 50 млн. долл. США. Данные, отражающие положение в области иностранных инвестиций в экономике Ленинградской области представлены в табл. 6, 7, 8. 3. Создание равных возможностей для всех инвесторов, в том числе мелких и иностранных. 4. Увеличение источников публичной информации для профессионалов: каталогов, изданий, лазерных компакт-дисков, сайтов. 5. Создание благоприятного налогового климата: льготы по налогу на прибыль, по дорожным налогам и др. Организации могут претендовать на инвестиционный налоговый кредит, а также получать поручительства Правительства Ленинградской области по займам и кредитам. Среди организаций Ленинградской области значительные налоговые льготы получили такие компании как ОАО «ЭРА-Хенкель», ООО «Термолайн», ОАО «Ленстройкерамика», ЗАО «Каменногорская фабрика офсетных бумаг» и др. 6. Развитие индивидуального жилищного строительства, что будет способствовать притоку квалифицированных работников в область. Из общего объема площадей, сданных в 2000г. около 180 тыс. кв2 пришлось на индивидуальное строительство жилья.
7. Планы реализации крупных инвестиционных проектов, сопряженных с возведением больших промышленных корпусов и реконструкцией старых зданий. На территории Ленинградской области реализованы следующие крупные инвестиционные проекты, способствующие созданию благоприятного инвестиционного климата: корпорация «Катерпиллар» с лета 1998г. ведет в Тосненском районе на площадке в 24 га строительство завода «Катерпиллар Тосно» по производству комплектующих изделий для строительной и дорожной техники и сборке строительной техники. Завод является организацией со 100% иностранным капиталом. Инвестиции составляют около 50 млн. долл.; 11 марта 1999г. совет директоров концерна «Форд Мотор» принял решение о строительстве завода на базе завода «Русский дизель» во Всеволожске. Создана организация – ЗАО «Форд Всеволожск». Инвестиции составляют порядка 150 млн. долларов и др. В этой сфере на 2001-2005гг. предполагается реализация таких инвестиционных проектов как: запуск завода «Бессер» на АОЗТ «Трест-49» в г. Гатчина; завершение технологического перевооружения ЗАО «Петрокерамика» (г. Никольское, Тосненский район) для выпуска фигурного, фасадного и поризованного керамического камня; реконструкция и увеличение мощности существующей технологической линии по выпуску высококачественных минераловатных теплоизоляционных материалов на ОАО «Бимат-Дубровка» с доведением технических показателей новой продукции до уровня «ROCKWOOL»; приобретение нового технологического оборудования ОАО «Нефрит-Керамика» (г. Никольское, Тосненский район) для расширения выпускаемого ассортимента плитки для пола и внутренней облицовки стен и повышения ее качества [75]. О возможности реализации таких проектов свидетельствуют статистические данные, которые показывают стабильное увеличение производства машин и оборудования, а также выполнения объемов строительно-монтажных работ (табл. 9)
8. Взаимодействие с другими регионами. В целях начала практической реализации соглашения с администрацией Вологодской области о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве комитетом по строительству создана информационная база о возможных поставках в Вологодскую область строительных материалов и изделий на 2001-2004 гг. В рамках действующего соглашения с Правительством Республики Карелия подготовлена «Программа сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях на 2001-2003гг.» [75].
|