Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Орлов А.И. Менеджмент: Основ .. | Менеджмент организации: Экон .. | Должностные инструкции: Заме .. | Маркетинг: Экономика: Макроэ .. | Маркетинг: Экономика: Модели .. |


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Истоки стратегического инновационного менеджмента

1. Роль ииноваций в эпоху глобализации мировой экономики

1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента

Анализ развития мировой экономики в конце 20-го столетия позволил выявить следующие тенденции.

В постиндустриальную эпоху (1950 – 1980гг.):

·     технический прогресс изменяет спрос и предложение на рынке;
·     резкое увеличение вложений в НИОКР;
·     развитие международных рынков;
·     быстрое изменение технологии производства.

Для 80-х годов столетия характерны:

·     насыщение внутренних рынков;
·     быстрый технологический прогресс;
·     усиление конкуренции, опережающий рост экспорта;
·     тенденция глобализации НИОКР.

В 90-е годы наблюдаются:

·     дальнейшее обострение конкуренции;
·     возрастающая тенденция глобализации мировой экономики;
·     сокращение инновационных циклов и высокая стоимость подготовки производства новых продуктов;
·     необходимость глобальных рынков, больших масштабов производства с целью оправдания больших инновационных вложений;
·     мощный потенциал НИОКР, критериями успеха на рынке становится техническая компетентность и темп инноваций;
·     развитие компьютерных сетей приводит к практическому смыканию НИОКР, маркетинга, производства в реальном масштабе времени.

Итак, можно выделить две главные тенденции развития мировой экономики:

·     ее глобализацию;
·     резкий рост значения инноваций и особенно НИОКР в экономике.

Разумеется эти две тенденции не развивались изолированно. Глобализация экономики имела своим последствием перенос части НИОКР корпораций из страны – метрополии за рубеж и соответствующую интенсификацию инноваций, что нашло отражение в стратегическом менеджменте корпораций, расширяя сферу их глобальной деятельности. Увеличение значения инноваций как стратегического ресурса фирмы, по существу, привело к смыканию стратегического и инновационного менеджмента фирмы в единую дисциплину, основой которой стал менеджмент знаний. Следует отметить, что такое развитие тенденций наиболее ярко проявилась буквально в последнее пятилетие.

Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения:

·     как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса;
·     как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях.

Портер прямо указывает на место инноваций в достижении конкурентного преимущества компанией: «Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы… После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений… Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций» [1].

В этой связи резко растет и значение инновационного бизнеса как основного вида деятельности фирм. Достаточно упомянуть о многочисленных НИИ, конструкторских бюро, консалтинговых фирмах, предложений услуг по реинжинирингу бизнес-процессов и т.д. Однако известно, что лишь 5 % начатых НИОКР находят свое успешное завершение в виде признания новой продукции на рынке потребителями. В числе основных причин такого положения являются, как правило, ошибочный выбор портфеля НИОКР, отсутствие комплексной проработки маркетинговых, технических, экономических, инвестиционных, производственных аспектов. В большинстве случаев при выполнении НИОКР не учитываются стратегическая значимость разработки, ее согласованность со стратегическими аспектами деятельности фирмы (методами ее стратегического планирования, имиджем, отношением к риску), а также временной аспект выполнения НИОКР и реализации их результатов (тиражирование и сбыт новой продукции). Во многом это связано с отсутствием четко обозначенного единого методологического подхода к стратегическому управлению НИОКР.

Современный этап развития мирового рынка характеризуется ростом динамики, нестабильности и, прежде всего, глобализации бизнеса. В то же время широкое внедрение мировых информационных систем привело не только к использованию электронной коммерции, но и к появлению тенденции перехода к так называемым сетевым организациям, подразделения которых географически удалены друг от друга. Сетевая организация может консолидировать ресурсы по всему миру, что является одним из решающих факторов успеха в глобальной конкуренции.

Имеется широкий спектр особенностей стратегических действий фирм, в том числе и сетевого (виртуального) характера, в условиях глобального рынка, на которые будет указано ниже и которые следует оценить с единых методологических позиций.

Главные выводы из мирового опыта состоят в следующем:

– инновационная составляющая бизнеса становится ключевым фактором в глобальной конкуренции;
– наблюдается тенденция рассматривать действия фирм по решению конкурентных задач как синтез стратегического и общего менеджмента, экономики, теории организации и управления человеческими ресурсами;
– происходит тесное смыкание (и даже переплетение) задач и подходов стратегического и инновационного менеджмента фирмы. Можно говорить о необходимости разработки теории и практики единого стратегического инновационного менеджмента;

– глобализация мировой экономики лишь ускорила ход этих процессов. Глобализация и мировая экономика – принципиально разные вещи. Основой для глобализации послужила новая мировая инфраструктура информационных технологий, политика либерализации управления. В глобальной экономике институциональные элементы работают как единое целое в реальном масштабе времени. В то же время между глобальной и локальной стратегиями нет пропасти.



Похожие по содержанию материалы:
Маркетинг: Экономика: Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов ..
Орлов А.И. Эконометрика: Эконометрика = экономика + метрика ..
Алгоритмы преобразований в бизнесе: Предпосылки к применению консультирования ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: ВВП (производство, распределение и потребление), личны ..
Орлов А.И. Менеджмент: Основные функции менеджмента ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Межотраслевой баланс ..
Должностные инструкции: Заместитель генерального директора по технической части предприятия торговли ..
Маркетинг: Экономика: Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение ..
Маркетинг: Экономика: Модели сбережения, потребления, инвестиций ..
Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Организационно-правовые формы хозяйствования юридичес ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Культура предпринимательства ..
Прикладная статистика: Проверка однородности двух биномиальных выборок ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты. Кривая ..


Похожие документы из сходных разделов


документы по экономике, менеджменту и маркетингу

I. Общие положения

1. Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.

3. Отдел подчиняется непосредственно директору* предприятия.

*Коммерческому директору.

4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия.

..
читать далее
Ребрин Ю.И. Управление качеством: Предмет и задачи курса

 Тема 1. Введение в курс управления качеством

1.1. Предмет и задачи курса

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития.

читать далее
Маркетинг: Экономика: Виды издержек

I. ЭКОНОМИКА

11. Виды издержек

Прибыль (PF) – это превышение валовой выручки от реализации (TR) над валовыми издержками (TC) PF=TR–TC.

С точки зрения экономики, все издержки(TC) можно разделить на две группы: явные и неявные.

Явные издержки – денежные выплаты за факторы производства и комплектующие, проходящие по бухгалтерским с .. читать далее