Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Должностные инструкции: Маст .. | Шевченко И.К. Организация пр .. | Должностные инструкции: Нача .. | Гольдштейн Г.Я. Стратегическ .. | Тычинский А.В. Управление ин .. |


Маркетинг: содержание маркетингового комплекса и основные факторы, влияющие на него

1. Содержание маркетингового комплекса и основные факторы, влияющие на него

Существует много определений маркетинга. По нашему мнению наиболее точно его характеризует принятое Американской ассоциацией маркетинга (AMA):
Маркетинг - это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций [19].

Можно выделить в этом определении четыре компонента:
1) действие менеджмента (предвидение, определение целей и планирование, удовлетворение спроса);
2) совокупность управляемых элементов маркетинговой деятельности (продукт (замысел), цена, распределение (реализация) и продвижение);
3) объекты, при помощи которых удовлетворяется спрос и достигаются цели (товары, услуги, идеи, организации, люди, территории);
4) метод удовлетворения спроса (обмен, т.е. торговля).

Таким образом, кратко можно выразить предыдущее определение так: “Маркетинг - управление удовлетворением спроса путем торговли”.

Все факторы, влияющие на маркетинг, делятся на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые факторы, определяемые высшим руководством фирмы:
- область деятельности;
- общие цели;
- роль маркетинга;
- роль других предпринимательских функций;
- корпоративная культура.

Контролируемые факторы, управляемые службой маркетинга:
- выбор целевых рынков;
- цели маркетинга (образ, сбыт, прибыль, отличительные преимущества);
- организация маркетинга;
- структура маркетинга (товары, цена, распределение, продвижение);
- выполнение и эффективность маркетинговых планов.

Неконтролируемые факторы:
- потребители (характеристики, межличностное влияние, процесс принятия решений, организации);
- независимые средства маркетинговой информации (печать, телевидение, радио и др.);
- технология (достижения, ограничения по ресурсам);
- конкуренция (структура, стратегия маркетинга конкурентов, взаимоотношения в каналах сбыта и т.д.);
- экономическая обстановка (темпы роста, издержки, уровень инфляции, безработица);
- законодательство;
- политическая обстановка.

Основные элементы комплекса маркетинга:
- товар (характеристики объекта, выводимого на рынок);
- цена (отражает коммерческое взаимодействие производителя, конкурентов, покупателя товара);
- продвижение (отражает взаимоотношения производителя и покупателей);
- распределение (товародвижение) (процессы передачи собственности на товар).

Процесс управления маркетингом включает четыре этапа [14]:
1. Анализ рыночных возможностей.
1.1. Маркетинговые исследования и информация.
1.2. Маркетинговая среда.
1.3. Рынки потребителей.
2. Отбор целевых рынков.
2.1. Измерение спроса.
2.2. Сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке.
3. Разработка комплекса маркетинга.
3.1. Разработка товара.
3.2. Ценообразование.
3.3. Методы товародвижения.
3.4. Продвижение товара.
4. Стратегия, планирование и контроль маркетинговых мероприятий.

Все вышеизложенное отражает рис. 4.

Рис. 4. Маркетинговый комплекс и факторы, влияющие на него

Ориентирование в маркетинге на целевого потребителя должно сочетаться с особенностями внутренней среды фирмы и, в частности, с ее ресурсными ограничениями. Роль маркетинга в менеджменте организации включает:
- определение того, какими ресурсами располагает организация;
- разработку “фильтра” маркетинговых данных (т.е. способности выделять и не пропускать важные для организации данные и одновременно не допускать информационной перегрузки);
- использование этого фильтра в поиске потребителей;
- обработка данных и их анализ;
- управление ресурсами фирмы в целях достижения целей маркетинга.

Организация должна определить точное поле своей маркетинговой деятельности. Это удобно делать с помощью так называемых “ящиков письменного стола” (рис. 5) [22].

Рис.5. Основные решения организации по маркетингу

В любой фирме, которая считает себя “маркетинго-ориентированной”, маркетинг - отправная точка процесса стратегического планирования. Конкретная маркетинговая стратегия и маркетинговый план органически включаются в стратегический менеджмент фирмы (см. систему прогнозов и планов фирмы на рис. 6).

Рис. 6. Система прогнозов и планов фирмы [8]

В упрощенной форме процесс стратегического планирования может быть представлен в виде схемы на рис. 7 [9].

Рис.7. Схема стратегического менеджмента фирмы

Естественной организационной структурой для маркетинго-ориентированной фирмы является матричная и продуктово-ориентированная дивизиональная структура. Роль менеджера по продукту включает управление маркетинговыми исследованиями, продвижением, сбытом товара, при этом главные стратегические решения принимаются на более высоком уровне.

Основные потоки информации для такого менеджера отражены на рис. 8.

Рис.8. Основные потоки информации для менеджера по продукту фирмы



Похожие по содержанию материалы:
Должностные инструкции: Начальник отдела МТС (материально-технического снабжения) ..
Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: Предпринимательский риск ..
Должностные инструкции: Заведующий отделением экстренной психологической помощи по телефону ..
Маркетинг: Экономика: Виды издержек ..
Должностные инструкции: Мастер участка ..
Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: Культура предпринимательства ..
Должностные инструкции: Начальник отдела капитального строительства ..
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Истоки стратегического инновационного менед ..
Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Системообразующее значение и экономи ..
Алесинская T.В. Основы логистики: Логистика: история, понятия, новизна, специфика ..
Гриненко С.В. Экономика недвижимости: Понятие, сущность и основные характеристики недвижимости ..
Должностные инструкции: Главный диспетчер ..
Асаул А.Н., Денисова И.В. Индивидуальное жилищное строительство - перспективное направление развития ..


Похожие документы из сходных разделов


Деловое общение:Русский речевой этикет

Тема 13. РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Вежливость – мудрость, стало быть, невежливость – глупость. Пренебрегать вежливостью, создавая себе врагов, - озорство, все равно, что поджог дома.

А. Шопенгауэр

Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средс .. читать далее


Квалификационный справочник: Техник

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Техник

Должностные обязанности. Под руководством более квалифицированного специалиста выполняет работу по проведению необходимых технических расчетов, разработке несложных проектов и простых схем, обеспечивая их соответствие техническим заданиям, действующ .. читать далее


Должностные инструкции: Производственный мастер
Должностные инструкции

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МАСТЕРА

I. Общие положения


1. Мастер является полноправным руководителем на своем участке производства, организующим ритмичное выполнение участком производственного плана и обязательств коллектива по заданной номенклатуре на основе ускорения вн .. читать далее