Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Менеджмент организации: Экон .. | Орлов А.И. Менеджмент: Основ .. | Менеджмент организации: Экон .. | Должностные инструкции: Заме .. | Маркетинг: Экономика: Макроэ .. |


Орлов А.И. Эконометрика: Эконометрические методы в практической и учебной деятельности

Глава 1. Структура современной эконометрики

1.10. Эконометрические методы в практической и учебной деятельности

Компьютер на рабочем месте менеджера, экономиста, инженера - уже реальность. Практическое применение эконометрических методов обычно осуществляется с помощью диалоговых систем, соответствующих решаемым экономическим и технико-экономическим задачам. Для конкретных наборов задач таких систем разработано уже много, некоторые перечислены в статье [8]. Создание подобных систем должны быть продолжено. Так, для налоговых служб должны быть подготовлены соответствующие оригинальные системы на базе действующих автоматизированных информационных систем (АИС).

Однако для того, чтобы грамотно применять компьютерную систему, надо иметь некоторые предварительные знания по эконометрике. В отсутствии подобных знаний у подавляющего большинства российских экономистов и инженеров, в том числе у менеджеров - директоров предприятий, государственных служащих, а также, например, у работников налоговых органов, - основная проблема. Лицо, ничего не знающее об эконометрике, не в состоянии понять, что эта научно-практическая дисциплина может помочь решить проблемы его организации, а потому ему и в голову не приходит пригласить бригаду эконометриков к сотрудничеству.

Эта проблема наглядно выявилась в ходе работ Всесоюзного центра статистических методов и информатики (ныне - Институт высоких статистических технологий и эконометрики МГТУ им. Н.Э. Баумана). Центром был разработан широкий спектр программных систем по эконометрике. Однако число их продаж было явно неадекватно проведенным оценкам емкости рынка, т.е. числу предприятий, которым были бы полезны эти системы. Это объяснялось попросту отсутствием на подавляющем числе предприятий специалистов, знакомых с эконометрическими методами хотя бы на том элементарном уровне, который позволяет понять, что им такие системы нужны. Например, нужны для того, чтобы обоснованно анализировать и выбирать планы статистического приемочного контроля, что необходимо делать практически на любом предприятии, независимо от отрасли и форм собственности. В любом договоре на поставку есть раздел "Правила приемки и методы контроля", и подготовлен он обычно отнюдь не на современном уровне. Если же на предприятии были квалифицированные специалисты, то они стремились расширить свой инструментарий за счет программных систем по эконометрике Всесоюзного центра статистических методов и информатики.

Поэтому надо широко преподавать эконометрику. Без этого разработанные для нужд организаций и предприятий имитационные компьютерные модели на основе эконометрических методов останутся омертвленным капиталом, не будут грамотно использоваться.

Но не следует сосредотачиваться лишь на подготовке специалистов по разработке эконометрических методов, умеющих доказывать теоремы и писать программы. Прежде всего нужны пользователи, понимающие, для решения каких задач годится тот или иной эконометрический метод, какая нужна исходная информация, как интерпретировать выдаваемые компьютером результаты.

Современное обучение эконометрическим методам возможно лишь при использовании компьютерных систем статистического анализа, включающих, в частности, методы статистики объектов нечисловой природы и другие идеи последних десятилетий. Большой интерес у студентов вызывает использование конкретных эконометрических данных, например, таких: на июнь 2001 г. индекс инфляции составил, по нашим данным, более 42,5 (по сравнению с декабрем 1990 г.), следовательно, средняя начисленная зарплата по стране (2260 руб. в месяц) в ценах декабря 1990 г. равна 2260/42,5 = 53 руб.18 коп., т.е. за 10,5 лет уменьшилась в 5,6 раз (в декабре 1990 г. средняя зарплата составляла 297 руб.). Прежняя минимальная зарплата в 70 руб. (декабрь 1990 г.) при индексации соответствует примерно 3000 руб., т.е. заметно больше средней зарплаты июня 2001 г. Эконометрическому анализу инфляции посвящена глава 7 ниже.

Эконометрические методы - эффективный инструмент в работе менеджера и инженера, занимающегося конкретными проблемами, и задача высшей школы - дать его в руки выпускников экономических и технических специальностей. Кроме теоретических знаний, менеджеры и инженеры должны иметь практические инструменты - сделанные на основе современных достижений эконометрической науки компьютерные системы, предназначенные для анализа статистических данных и построения эконометрических моделей конкретных экономических и технико-экономических явлений и процессов.

Подведем некоторые итоги. В настоящей главе продемонстрирована необходимость обучения эконометрическим методам будущих менеджеров, экономистов, инженеров . Рассмотрено место курса эконометрики в системе высшего технического образования: опираясь на курсы "Теория вероятностей и математическая статистика" и "Статистика", он призван довести знания студентов до уровня современности. Указаны связи курса эконометрики со многими иными учебными предметами - менеджментом, маркетингом, экологией, стандартизацией, метрологией и управлением качеством, инвестиционной, инновационной, контрольной и контроллинговой деятельностью, оценкой финансового состояния предприятия, прогнозированием и технико-экономическим планированием, экономико-математическим моделированием производственных систем и др.

Эконометрика - эффективный инструмент научного анализа и моделирования в руках квалифицированного менеджера, экономиста, инженера.



Похожие по содержанию материалы:
Менеджмент организации: Экономическая теория: Собственность и хозяйствование экономических объектов ..
Маркетинг: Экономика: Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов ..
Орлов А.И. Эконометрика: Эконометрика = экономика + метрика ..
Алгоритмы преобразований в бизнесе: Предпосылки к применению консультирования ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: ВВП (производство, распределение и потребление), личны ..
Орлов А.И. Менеджмент: Основные функции менеджмента ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Межотраслевой баланс ..
Должностные инструкции: Заместитель генерального директора по технической части предприятия торговли ..
Маркетинг: Экономика: Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение ..
Маркетинг: Экономика: Модели сбережения, потребления, инвестиций ..
Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Организационно-правовые формы хозяйствования юридичес ..
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Культура предпринимательства ..
Прикладная статистика: Проверка однородности двух биномиальных выборок ..


Похожие документы из сходных разделов


Менеджмент организации: Экономическая теория: Теория поведения производителя. Оптимум производителя

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

11. Теория поведения производителя. Оптимум производителя

Производственная функция отражает разные способы соединения факторов для производства определенного объема продукции. Информация, которую несет производственная функция, может быть представлена графически с использованием изоквант.

Изокванта представляет собой кривую .. читать далее


Стратегии бизнеса: Сущность, цели и функции бизнеса

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА РОССИИ КАК СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕСА

Эта глава необходима читателю для нескольких целей. Во-первых, здесь в самых общих чертах раскрывается теоретическая точка зрения на бизнес, его формы, цели и роль в российской экономике. Без знакомства с основными направлениями современной теории предприятия бизнесмен не сможет ни разобраться в рекомендациях .. читать далее


Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Истоки стратегического инновационного менеджмента

1. Роль ииноваций в эпоху глобализации мировой экономики

1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента

Анализ развития мировой экономики в конце 20-го столетия позволил выявить следующие тенденции.читать далее