Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Маркетинг: Экономика: ВВП и .. | Менеджмент организации: Экон .. | документы по экономике, мене .. | Маркетинг: Экономика: Эконом .. | Организация, нормирование и .. |


Маркетинг: Экономика: Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов

I. ЭКОНОМИКА

10. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов

Закон убывающей предельной производительности действует в краткосрочном временном интервале, когда один производственный фактор остается неизменным. Действие закона предполагает неизменное состояние техники и технологии производства. Если в производственном процессе будут применены новейшие изобретения и другие технические усовершенствования, то рост объема выпуска может быть достигнут при использовании тех же самых производственных факторах, т. е. технический прогресс может изменить границы действия закона.

Если капитал является фиксированным фактором, а труд – переменным, то фирма может увеличить производство за счет использования большего коли­чества трудовых ресурсов. Но по закону убывающей предельной производи­тельности, последовательное увеличение переменного ресурса при неизмен­ности других ведет к убывающей отдаче данного фактора, т. е. к сни­жению предельного продукта или предельной производительности труда. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге, они будут ме­шать друг другу (предельная производительность станет отрицательной), и объем выпуска сократится.

Предельная производительность труда (предельный продукт труда – MPL) – это прирост объема производства от каждой последующей единицы труда:

,

т.е. прирост производительности к совокупному продукту (TPL) равен

.

Аналогично определяется предельный продукт капитала MPK.

Основываясь на законе убывающей производительности, проанализируем взаимосвязь общего (TPL), среднего (АPL) и предельного продуктов (MPL), (рис. 10.1).

В движении кривой общего продукта (ТР) можно выделить три этапа. На 1 этапе она поднимается вверх ускоряющимися темпами, так как предельность продукта (MP) возрастает (каждый новый рабочий приносит больше продукции, чем предыдущий) и достигает максимума в точке А, т. е. скорость роста функции максимальна. После точки А (2 этап) в силу действия закона убывающей отдачи, кривая MP падает, т. е. каждый нанятый рабочий дает меньшее приращение общего продукта по сравнению с предшествующим, поэтому темп роста ТР после ТС замедляется. Но пока МР будет положительным, ТР будет все равно увеличиваться и достигнет максимума при МР=0.

Рис. 10.1. Динамика и взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов

На 3 этапе, когда количество рабочих становится избыточным по отношению к фиксированному капиталу (станки), МР приобретает отрицательное значение, поэтому ТР начинает снижаться.

Конфигурация кривой среднего продукта АР также обусловлена динамикой кривой МР. На 1 этапе обе кривые растут, пока приращение объема выпуска от вновь нанятых рабочих будет большим, чем средняя производительность (АРL) ранее нанятых рабочих. Но после точки А (max MP), когда четвертый рабочий добавляет к совокупному продукту (ТР) меньше чем третий, МР уменьшается, поэтому средняя выработка четырех рабочих также сокращается.

Эффект масштаба

1. Проявляется в изменении долговременных средних издержек производства (LATC).

2. Кривая LATC является огибающей минимальных краткосрочных средних затрат фирмы на единицу продукции (рис. 10.2).

3. Долгосрочный период в деятельности фирмы характеризуется изменением количества всех используемых производственных факторов.

Рис. 10.2. Кривая долгосрочных и средних издержек фирмы

Реакция LATC на изменение параметров (масштаба) фирмы может быть различной (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Динамика долгосрочных средних издержек

I этап:

Положительный эффект от масштаба

Увеличение объема выпуска сопровождается снижением LATC, что объясняется эффектом экономии (например, за счет углубления специализации труда, применения новых технологий, эффективного использования отходов).

II этап:

Постоянная отдача от масштаба

При изменении объема издержки остаются неизменными, т. е. рост количества применяемых ресурсов на 10 % вызвал рост объемов производства также на 10 %.

III этап:

Отрицательный эффект масштаба

Рост объема производства (например, на 7 %) вызывает рост LATC (на 10 %). Причиной ущерба от масштаба могут быть технические факторы (неоправданные гигантские размеры предприятия), организационные причины (рост и негибкость административно-управляющего аппарата).



Похожие по содержанию материалы:
Должностные инструкции: Инженер по строительству ..
Асаул А.Н., Денисова И.В. Индивидуальное жилищное строительство - перспективное направление развития ..
Должностные инструкции: Старший кассир предприятия торговли ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Общественное воспроизводство. Резидентные и нерезидент ..
Маркетинг: Экономика: ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход ..
Менеджмент организации: Экономическая теория: Национальное богатство. Отраслевая и секторальная стру ..
документы по экономике, менеджменту и маркетингу ..
Маркетинг: Экономика: Экономические циклы ..
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли:Показатели эффективности труда ..
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Управление и структура предприятия ..
Должностные инструкции: Инженер по охране труда ..
Должностные инструкции: Заведующий хозяйством предприятия торговли ..
Прикладная статистика: Маркетинговые опросы потребителей ..


Похожие документы из сходных разделов


Орлов А.И. Эконометрика: Эконометрические методы в практической и учебной деятельности

Глава 1. Структура современной эконометрики

1.10. Эконометрические методы в практической и учебной деятельности

Компьютер на рабочем месте менеджера, экономиста, инженера - уже реальность. Практическое применение эконометрических методов обычно осуществляется с помощью диалоговых систем, соответствующих решаемым экономическим и технико-экономическим задачам .. читать далее


Менеджмент организации: Экономическая теория: Теория поведения производителя. Оптимум производителя

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

11. Теория поведения производителя. Оптимум производителя

Производственная функция отражает разные способы соединения факторов для производства определенного объема продукции. Информация, которую несет производственная функция, может быть представлена графически с использованием изоквант.

Изокванта представляет собой кривую .. читать далее


Стратегии бизнеса: Сущность, цели и функции бизнеса

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА РОССИИ КАК СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕСА

Эта глава необходима читателю для нескольких целей. Во-первых, здесь в самых общих чертах раскрывается теоретическая точка зрения на бизнес, его формы, цели и роль в российской экономике. Без знакомства с основными направлениями современной теории предприятия бизнесмен не сможет ни разобраться в рекомендациях .. читать далее