Главная страница --> Экономические научные работы (книги)

Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Те .. | Гольдштейн Г.Я.,  Гуц А.Н. Э .. | Стратегии бизнеса: Сущность, .. | Квалификационный справочник: .. | Квалификационный справочник: .. |


Планирование на предприятии: Экономическая оценка планов

ТЕМА 12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЛАНОВ

         Основными оценочными показателями эффективности плановой деятельности являются как абсолютные, так и относительные значения затрат и результатов, доходов и расчетов, издержек и прибыли и других общеэкономических или внутрипроизводственных стандартов и нормативов.

         Наиболее важными планово-экономическими показателями являются эффект и эффективность, стоимость и доходность. Эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата и в общем виде представляет собой разность между результатами и затратами, между ценой товара и его себестоимостью, между плановыми (нормативами) и фактическими значениями показателя. Относительный показатель – эффективность характеризует соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и является своего рода ценой или платой за достижение данного результата.

         Понятия “эффект” и “эффективность” трактуются как общенаучные категории, включающие научный эффект, технический эффект, социальный и экономический эффекты.

         В рыночных условиях установлены следующие виды экономической эффективности: коммерческая (финансовая) эффективность, бюджетная эффективность и народно-хозяйственная эффективность.

         Показатели коммерческой эффективности характеризуют соотношение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Основным показателем коммерческой эффективности служит поток реальных денежных средств - Фt , который определяется по формуле

Фt = Пt –Оt,                                                     (12.1)

где Пt – приток финансовых результатов за планируемый период;

         Оt – отток денежных средств за данный период.

         Показатели бюджетной эффективности отражают влияние осуществляемого инвестиционного проекта и снижение расходов соответствующего бюджета всех уровней управления.

  Бюджетный эффект определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над его расходами за период осуществления данного проекта и рассчитывается по формуле

Бt = Дt – Рt,                                (12.2)

где Бt – бюджетный эффект за период внедрения проекта;

         Дt – доходы бюджета за данный период;

         Рt – расходы бюджета за этот же период.

         Показатели народно-хозяйственной эффективности определяют основные экономические результаты проекта с учетом интересов государственных, отраслевых и других организаций и хозяйствующих субъектов. При расчете показателей на уровне народного хозяйства в их состав включаются стоимостные измерения следующих результатов:

1) конечные экономические результаты, в том числе выручка от реализации всей продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках, а также доходы от продажи имущества и интеллектуальной собственности;

2) социальные результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на рост человеческого капитала;

3) прямые финансовые результаты, включающие кредиты и займы банков, и другие поступления средств;

4) экологические результаты, воздействующие на улучшение окружающей среды и здоровья работников;

5) косвенные финансовые результаты, обусловленные влиянием осуществления проекта на рост доходов сторонних организаций и физических лиц.

Разработка и обоснование наилучшего варианта будущего плана производственной деятельности предприятия в рыночных условиях предполагают правильный выбор критерия экономической эффективности, под которым в первую очередь понимаются максимально возможная прибыль и наибольший совокупный доход. Поэтому в рыночной экономике общепринятым критерием эффективности является максимальная прибыль.

Дополнениями к этому показателю в качестве оценочных критериев эффективности, как плановых, так и фактических, применяются следующие:

1) чистый дисконтированный доход представляет собой общую сумму эффекта на весь планируемый или расчетный срок действия проекта производства товаров и услуг, приведенную к начальному периоду времени;

2) индекс доходности характеризует отношение суммы приведенных эффектов к общей величине капитальных вложений;

3) внутренняя норма доходности определит такую норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна величине приведенных капиталовложений;

4) срок окупаемости проекта устанавливает минимальный временной интервал со дня осуществления проекта, за пределами которого интегральный эффект имеет положительное значение.

В условиях рынка теоретическая норма эффективности находится, как правило, в диапазоне между среднегодовым уровнем инфляции (нижний предел) и среднегодовой учетной ставкой за кредит (верхний предел).

В процессе внутрипроизводственного планирования, помимо рассмотренных критериев эффективности, могут быть использованы для установления и выбора оптимальных значений планируемых показателей частные критерии: себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, рентабельность, безубыточность, объем продаж, доход акционеров и т.д.

Выбор тех или иных экономических показателей в качестве оценочных критериев эффективности зависит от конкретных производственных условий.

12.1. Анализ и оценка качества планов

Анализ и оценка качества планов являются важным условием поставленных в них целей и задач, с точки зрения их реализации и совершенствования. Конечные результаты плановой деятельности во многом определяются двумя взаимосвязанными факторами:

1) качество составления экономистами-менеджерами первоначальных плановых показателей социально-экономической деятельности предприятия;

2) уровнем выполнения принятых высшим руководством предприятия первоначальных планов всеми категориями персонала.

Поэтому в ходе внутрипроизводственного планирования и в процессе выполнения плановых показателей возникает необходимость не только оценки правильного выбора основной цели развития того или иного подразделения предприятия, но и степени достижения запланированной цели.

Важнейшими функциями внутрипроизводственного плана в рыночной экономике являются:

 - план как экономический прогноз;

 - план как основа контроля деятельности;

 - план как средство управления предприятием;

 - план как основа выработки стратегии и цели предприятия.

Следовательно, текущая и перспективная деятельность предприятия связана не только с разработкой, но и с выполнением планов.

В рыночных условиях качество плановой деятельности предприятия можно определить степенью согласования и удовлетворения интересов потребителя с учетом имеющихся возможностей и ограничений ресурсов, определяющих свободу выбора в процессе производства и реализации продукции. Совокупность отношений производства и сбыта продукции представляет собой динамичное и равновесное состояние предприятия как сложной экономической системы.

Если план производства и продажи продукции сохраняет в течение определенного периода структуру постоянной, то и производственная деятельность предприятия весь этот срок также остается стабильной. Плановая деятельность экономистов-менеджеров играет определенную роль в разработке и корректировке основных показателей планов. В этих условиях невозможно обеспечить получение общих качественных плановых показателей, если не будет качественным каждый из составляющих этот конечный результат показателей.

Для оценки качества планов необходимо иметь систему показателей, характеризующих их реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности и уровень риска и т. д. Реальность планов отражает возможность их осуществления в ближайший отрезок времени, здесь основным признаком служит уровень их фактического выполнения в конкретных внешних и внутренних условиях. Еще одним важным оценочным показателем качества планов служит уровень их напряженности на всех этапах их существования.

Коэффициент напряженности планов можно определить путем сравнения соответствующих показателей с установленной мерой или существующим эталоном (например, научно обоснованные или оптимальные плановые показатели).

Тогда коэффициент напряженности Кн определяется по формуле

Кнплэ,                               (12.3)

где Апл – планируемый или фактический показатель плана;

Аэ – эталонный или нормативный показатель.

Такой способ расчета коэффициентов напряженности планов может быть использован для оценки разнообразных разделов или показателей плана. На стадии разработок плановых показателей необходимо обеспечить их равновесие с эталонными, что достигается при коэффициенте напряженности, равном 1. Чем больше значение расчетного коэффициента, тем выше уровень напряженности оцениваемых плановых показателей. Превышение планируемых или фактических показателей соответствующих нормативных или эталонных значений в нормальных условиях работы предприятия, как правило, не должно происходить, так как это указывает на некачественное составление планов и необходимость их корректировки.

Сбалансированность многих показателей является необходимым условием качественной разработки первоначальных планов.

На передовых российских предприятиях машиностроительного производства за основу эталонных нормативов могут быть взяты следующие стандарты:

1)     коэффициент использования среднегодовой производственной мощности предприятия – 0,95;

2)     показатель загрузки технологического оборудования и рабочих мест – 0,8;

3)     удельный вес новой продукции в годовом плане производства и реализации – 0,25;

4)     уровень проектной производственной мощности предприятия – 1.

Сравнивая соответствующие плановые и фактические показатели с нормативными, можно установить не только коэффициенты напряженности планов, но и степень риска плановой деятельности. Степень риска в условиях рыночной неопределенности можно оценивать как нормальную при отклонении фактических данных от запланированных на 10%, высокую – 20%, чрезмерную – 40%, недопустимую – свыше 50%.

Общим показателем качества планов могут служить также некоторые важнейшие плановые показатели – годовой объем, производство или реализация продукции, совокупный доход, прибыль и др.

Выполнение плановых показателей оценивается путем их периодического сравнения с фактическими значениями по заранее установленным контрольным точкам (декада, месяц, квартал и год).

К важнейшим направлениям достижения качественной системы планирования относятся такие, как совершенствование методологии развития нормативной базы, рост профессионализма персонала, применение компьютерной техники, стимулирование разработчиков и исполнителей планов. Все это указывает на тесное взаимодействие научных, методических, производственных и человеческих факторов.

Таким образом, планирование должно стать на всех предприятиях основой повышения эффективности производства и уровня доходов предприятий, его собственников и персонала, а также служить важным средством достижения главных экономических и социальных целей развития.

Контрольные вопросы

1.     Какими показателями характеризуется экономическая эффективность? Как она планируется?

2.     Что в общем случае выражает эффект? Какие виды эффекта существуют?

3.     Чем отличается эффективность от эффекта? Как она измеряется?

4.     Какими показателями измеряется коммерческая эффективность? На каком уровне она определяется?

5.     Что означает бюджетная эффективность? Как можно ее повысить?

6.     Что определяет народно-хозяйственная эффективность? Какими показателями ее можно определить?

7.     В чем состоит экономическая сущность срока окупаемости?

8.     Как можно оценить уровень качества планов на стадии их составления?

9.     Какие показатели можно применять для оценки качества разработанных планов?

10. Что в общем виде показывает коэффициент напряженности планов?

 



Похожие по содержанию материалы:
Квалификационный справочник: Профконсультант ..
Устимов И. Специфика оценки инвестиционных проектов с лизингом оборудования ..
Албитов А., Моисеева Е. Интересы пользователей Рунета. Как их узнать. Как получить данные для маркет ..
Квалификационный справочник: Директор (начальник) вычислительного (информационно-вычислительного) це ..
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Неоклассическая теория фирмы ..
Гольдштейн Г.Я.,  Гуц А.Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений: Содержание, ..
Стратегии бизнеса: Сущность, цели и функции бизнеса ..
Квалификационный справочник: Специалист по маркетингу ..
Квалификационный справочник: Техник ..
Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Сущность, цели и задачи маркетинга ..
Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: Выбор сферы деятельности и обоснование с ..
Должностные инструкции: Начальник отдела учета поступления и расходования средств - Главный бухгалер ..
Должностные инструкции: Кассир предприятия торговли ..


Похожие документы из сходных разделов


документы по экономике, менеджменту и маркетингу
I. Общие положения

Лаборатория является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономическим вопросам.

II. Задачи

Обеспечение проведения исследований в области орга .. читать далее


Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Понятие, предмет и метод экономического анализа

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1.1. Понятие экономического анализа

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценк .. читать далее


Деловое общение:Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров

Тема 12. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров

К каждому подбирать отмычку. В том искусство управлять людьми.

Бальтасар Грасиан

Приемы, стимулирующие общение

1. Открытость для убедительных аргументов.

2. Усло .. читать далее