Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: 12. Средняя прибыль и цена производства12. Средняя прибыль и цена производства Механизм свободной конкуренции. Капитал и рынок. Издержки производства и прибыль. Образование средней прибыли и цены производства. Образование общеотраслевой прибыли. Межотраслевой перелив капитала и образование средней прибыли. Основной мотив поведения предпринимателя-капиталиста (получение прибыли и стремление к ее максимизации). Изменение мотива поведения предпринимателя (получение прибыли не ниже средней). Критерии вложения капитала. Относительный характер удовлетворения общественных потребностей капиталом. Выше мы уже определились с базовым представлением о рынке. Более подробный его анализ будет сделан в курсе “Микроэкономика”, построенном на основе неоклассического подхода к решению основных экономических вопросов. Здесь же, в рамках историко-логической концепции, мы коснемся только тех вопросов рынка, которые непосредственно связаны с развитием капитала и его форм. Свободная конкуренция - одна из таких проблем. Отметим, что капитал, стремящийся к собственному самовозрастанию, действует не в вакууме. Он оперирует в достаточно агрессивной среде себе подобных субъектов, которые также стремятся к собственному самовозрастанию. Такая среда не может быть ничем иным, как конкуренцией (ареной борьбы за более выгодные условия производства и обмена (сбыта продукции)). Концепция рынка строится на том, что все экономические субъекты равны перед юридическими нормами и законами и не получают политических преференций от государства, поэтому получить более выгодные условия производства и реализации можно, только победив в экономическом соревновании с себе подобными, добившись или меньших, чем у других (они становятся конкурентами) издержек производства и реализации товаров, или более высокого технического уровня производства (что тоже в конечном итоге сказывается на размерах издержек). Понятно, что в результате борьбы капиталов друг с другом (конкуренции) появляются некие среднеобщественные издержки производства и сбыта продукции. Очевидно, что если у какого-то из капиталов будут индивидуальные издержки ниже этих среднеобщественных, то этот капитал будет выигрывать, получая большую прибыль (разница между выручкой и издержками), по сравнению с капиталами, чьи издержки почему-то оказались выше среднеобщественных. Все это толкает капиталы к техническому прогрессу и снижению издержек на производство и сбыт товаров. Экономическая наука, как и всякая другая область знания, исходит из анализа “чистых” состояний, поэтому мы будем говорить не просто о конкуренции, а о свободной, или совершенной, конкуренции. Таким образом, мы должны отметить, что сама сущность капитала как стоимости, стремящейся к самовозрастанию, требует рынка и конкуренции как формы сосуществования с себе подобными субъектами. Теперь постараемся точнее определиться с понятиями издержек и прибыли. Выше нами была введена в научный оборот такая категория, как общественно необходимые издержки на производство товара. Она была связана с количеством обезличенного времени, затраченного на производство товаров при средних общественных условиях, средней квалификации и производительности работников. Дальше произойдет конкретизация самого понятия издержек. Они обособятся в части стоимости произведенного товара, эквивалентной затратам на средства производства и рабочую силу. Излишек же стоимости над затратами, полученный в результате реализации товара, примет форму прибыли. В результате формула стоимости товара, приведенная выше (6) (С + V +M) трансформируется, а именно: сумма С + V принимает форму издержек капитала (К), а прибавочная стоимость (М) после реализации становится прибылью (Р), таким образом:
Заметим, что это изменения - качественные, так как в К исчезают различия между затратами на приобретение средств производства и найм рабочей силы. Они просто становятся затратами капитала в денежной форме, а прибыль (Р) является не результатом живого труда, как прибавочная стоимость, а результатом вычитания из стоимости реализованного товара издержек на производство. Для историко-логической концепции принципиальным становится то, что в условиях свободной конкуренции происходит образование средней прибыли и цены производства в качестве объективных ориентиров, к которым стремятся все капиталы, следуя принципу “не хуже, чем среднеобщественные условия производства и сбыта продукции”. Механизм образования средней нормы прибыли и цены производства показан в табл. 1. Таблица 1 Образование средней прибыли и цены производства
Примечание: 1 - отрасль, 2 - капитал, 3 - норма прибавочной стоимости, 4 - масса прибавочной стоимости, 5 - норма прибыли, 6 - средняя прибыль, 7 - стоимость товара, 8 - цена производства, 9 - перелив капитала. Поясним таблицу 1. Отметим, что в различных сферах деятельности действует капитал неодинаковый по своей технической оснащенности, соотношение между средствами производства и затратами на приобретение рабочей силы в разных отраслях различно. Соотношение затрат на средства производства и затрат на найм рабочей силы будет нами определяться как органическое строение капитала (С : V). Очевидно, что органическое строение капитала отражает технический уровень производства (чем выше доля С, тем более технически оснащенным является живой труд, а следовательно, и более производительным). Если у капиталов разное органическое строение капитала, то при образовании средней прибыли выходит, что капиталы, которые производят больше прибавочной стоимости на 100 единиц капитала, не получают всю произведенную ими прибавочную стоимость, а капиталы, которые производят меньше прибавочной стоимости на 100 единиц капитала, будут получать не только созданную их наемными рабочими прибавочную стоимость, но и часть той, которая создается другими капиталами. Почему это происходит? В конечном итоге в отраслях с высокой нормой прибыли возникнет избыток капитала и цены на продукцию пойдут вниз, а в отраслях с низкой нормой прибыли возникнет дефицит капитала и цены на продукцию начнут подниматься. Это, безусловно, будет мощной тенденцией выравнивания норм прибыли. Чем сильнее конкуренция в экономической системе, тем с большей определенностью действует тенденция выравнивания норм прибыли между отраслями в результате перелива капиталов из отрасли в отрасль. Установление средней нормы прибыли становится реальностью. При этом происходит модификация и стоимости. Она превращается в цену производства:
которая и становится основой определения цены товара на рынке. Однако объективный характер реальности такого превращения может быть обоснован при рассмотрении основного мотива поведения предпринимателя (капиталиста) и его трансформации в процессе конкуренции, перелива капитала и выравнивания норм прибыли в среднюю. Как уже неоднократно говорилось выше, капитал стремится к самовозрастанию. На “языке” прибыли это означает - к максимизации прибыли. Но к этому же стремятся и все другие капиталисты. Очевидно, что, стремясь максимизировать свою прибыль, они приводят в действие мощные силы выравнивания норм прибыли в различных сферах деятельности. Не заметить этого просто нельзя, поэтому у наших российских капиталистов происходят изменения в мотивах поведения, а именно: от стремления максимизировать собственную прибыль наш предприниматель приходит к стремлению получить прибыль не ниже средней. Почему? Отметим, что вероятность получения прибыли в реальной жизни столь же велика, как и вероятность не получения ее (или получения даже убытков). Для нашего предпринимателя принципиальным становится сохранение собственного капитала и возможностей его самовозрастания в жесткой среде свободной конкуренции. В силу этого изменение мотива становится вполне очевидным. Таким образом, в условиях свободной конкуренции капиталист стремится не допустить убытков и получить прибыль не ниже средней. Трансформация мотивов поведения собственников капитала делает среднюю прибыль объективной реальностью для каждого. Теперь мы можем выявить критерии, которыми руководствуется капитал при принятии решения о сфере собственной деятельности. Очевидно, что предприниматель будет ориентироваться на прибыль, которую он может получить, вложив капитал в данный бизнес (ожидаемую прибыль). Учитывая мотивы поведения капиталистов, достаточно просто сделать вывод, что капитал будет интересоваться только теми сферами деятельности, где с достаточно высокой степенью можно получить прибыль не ниже средней. Теперь настало время рассмотреть те конкретные формы, в которых выступает капитал, ориентирующийся на прибыль не ниже средней. Этому и будет посвящен следующий раздел пособия. |